Путешествия по России: что посмотреть в Иваново и Палехе

Предлагаем отправиться на выходные в Иваново и Палех, чтобы разрушить стереотипы и увидеть “город невест” и “центр народного промысла” совсем с другой стороны.
Что посмотреть в Иваново и Палехе за один день достопримечательности и места

Мы слишком долго знали Иваново в основном по присказке про “город невест”, а Палех был на слуху благодаря “народным промыслам” — расписной шкатулке. Сегодня Иваново позиционирует себя как “столицу авангарда”, а Палех — как “поселок художников”, и эти определения гораздо точнее описывают суть и образ городов. Расположенные менее чем в часе езды друг от друга и диаметрально разные по характеру, настроению и облику, вместе они складываются в замечательное путешествие, в котором очень ярко проступают основные вехи российской истории XIX‒XX веков.

“Красный рубин”

Иваново входит в состав Золотого кольца, и этот факт неизменно удивляет: трудно придумать город, менее похожий на остальные нарядно-златоглавые точки маршрута. Церквей здесь вообще почти не сохранилось — Иваново был одной из главных площадок по решительной “зачистке” городов от храмов в советские годы. В Золотое кольцо он попал в основном благодаря логистике — очень уж удобно расположен на замкнутом маршруте, проходящем через Владимир, Ярославль и Кострому. Чтобы сгладить несоответствие, сами ивановцы придумали объяснение: Иваново — “красный рубин на Золотом кольце”. Несмотря на обаятельную наивность формулировки, в ней верно подмечен контраст: это действительно “красный”, пролетарский город, и в этом его сильная сторона.

Вокзал в Иваново.

Вокзал в Иваново.

В годы первых пятилеток Иваново, тогда еще Иваново-Вознесенск, стало полем для экспериментов по созданию показательного советского города, достойного стать после Москвы и Ленинграда третьей пролетарской столицей: планировалось, что здесь будет столица РСФСР.

План этот в итоге провалился, но зато Иваново-Вознесенск оказался одной из столиц конструктивизма, ставшего визитной карточкой города. За ним сюда и стоит поехать.

Архитектура конструктивизма и “красная дорика”

Размах нереализованной затеи со столицей РСФСР заметен сразу, как сходишь с поезда (сюда теперь ходят “Ласточки” всего за 3,5 часа): Иваново встречает великолепным конструктивистским вокзалом с самыми большими залами ожидания во всей России. Здесь должен был быть мощный пересадочный узел столичного толка, а сейчас, после недавней знаковой реставрации вокзала по проекту Faber Group, — удивительные полупустые залы: голубой — для пассажиров, а красный — для мероприятий и выставок.

Вокзал в Иваново.

Образцовый пролетарский город приезжали строить лучшие советские мастера, и для тех, кто живо интересуется архитектурой конструктивизма, Иваново — настоящий “заповедник” раннесоветской архитектуры.

Фото: Артем Коростелев.

Фото: Артем Коростелев.

Ивсельбанк построил Виктор Веснин, “Дом коллектива”, один из немногих в России домов-коммун, возведен по проекту Ильи Голосова. Экспериментальный по форме “Дом-корабль” построил известный московский архитектор Даниил Фридман. За ним последовали построенные уже местными архитекторами здания-метафоры: “Дом-подкова” и “Дом-пуля”, предназначенные для работников ОГПУ, и “Школа-птица” с башенкой-обсерваторией.

Фото: Андрей Сафонов.

Фото: Андрей Сафонов.

Фото: Артем Коростелев.

Наконец, архитектурным шедевром города стали корпуса Текстильного института, построенные в духе “красной дорики” Иваном Фоминым. Собственно, и сам этот стиль появился впервые в Иваново-Вознесенске.

Фото: Артем Коростелев.

Фото: Артем Коростелев.

Музейные откровения

В Иваново приятно удивляют музеи. Их немного, но экспозиции и наполнение в них отменного качества.

Фото: Варвара Гертье.

Фото: Варвара Гертье.

Во-первых, это музей Ивановского ситца с замечательной историей того, как в Ивановской области зарождались первые текстильные мануфактуры, развивались, росли, как из крепостных вырастали фабриканты и как все изменилось с революцией. Экспозиция, сделанная в 1980-х годах, сегодня выглядит невероятно стильным ретро. Здесь нет привычных москвичам медиаподсказок, зато есть интерактив в лучшем виде: можно крутить витрины, выдвигать образцы с ситцевыми узорами, многие из которых выглядят современно и на сегодняшний день. Отдельное удовольствие для тех, кто любит, — залы с агиттекстилем, родиной которого стали как раз местные мануфактуры. А вот залы Славы Зайцева, уроженца Иваново, можно смело пропустить, очень уж они диссонируют с общей эстетикой этого прекрасно собранного музея.

Фото: Вадим Разумов.

Фото: Вадим Разумов.

Фото: Вадим Разумов.

Во-вторых, никак нельзя пропускать Областной художественный музей. Часто в таких музеях всего несколько работ-событий, но ивановскому повезло больше других: во время госраспределения искусства из Третьяковской галереи и Русского музея по областным музеям на заре советской эпохи местные революционные деятели, которые со временем заняли большие посты, добились того, что в Иваново появилась отменная коллекция авангарда с работами Казимира Малевича, Ильи Машкова, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Александра Дейнеки, вполне заслуживающими отдельного путешествия.

Фото: Дмитрий Рыжаков.

Первая фабрика авангарда

Каждому городу нужен свой туристический бренд, и Иваново сделал ставку на авангард и современное искусство. Пока памятники авангарда только-только начинают приводить в порядок и завязывать разрозненные “дома-метафоры” в туристические маршруты, в городе появился фестиваль “Первая фабрика авангарда”, который проходит уже третий год в мае. Эти пару недель жизнь в Иваново бьет ключом: здесь и выставки, и спектакли, и фотопроекты, и концерты, и лекции. И так или иначе красной нитью везде проходит тема авангарда.

Фото: Антон Луньков.

В этом году фестиваль уже завершился, но его ключевой проект — выставка “Светлый путь”, посвященная взаимодействию современного искусства с текстилем, — будет открыта еще до 22 августа и обещает стать отличным “бонусом” к изучению конструктивизма, агиттекстиля и работ Малевича с Дейнекой.

Фото: Антон Луньков.

Палех

Иваново идеально совместить с Палехом, который может показаться слишком камерным, тихим и сонным для отдельной поездки. Хотя во всем этом и есть главное его очарование.

Палех у всех на слуху в основном благодаря знаменитым сияющим лаковым миниатюрам, которыми местные мастера покрывают шкатулки. Тем не менее шкатулки тут появились только в 1920-х годах, а до этого палешане славились как мастера-иконописцы: не слишком плодородные земли заставляли местных крестьян искать возможности кормиться не “от земли”. Советское время порвало с религиозной живописью, и местные, оставшиеся без работы мастера удивительно быстро (и талантливо!) адаптировались к новым реалиям, перенеся иконописные стили в лаковые миниатюры.

Как становилась иконописная традиция, как произошел разрыв, как в той же сказочно-былинной манере палешане стали писать на сюжеты “освобожденного быта” и пионерии — отлично показывают небольшие музеи Палеха, расположенные бок о бок и связанные в один неспешный рассказ.

Впрочем, в Палех едут не столько за миниатюрами, сколько за атмосферой: в этом уютном городке, по статистике, каждый седьмой — художник. Местные занимаются миниатюрами, иконописью, а еще сюда приезжают жить и работать художники из Москвы и других метрополий в поисках этой уютной арт-атмосферы, творческого обмена и исконно русских мотивов, которые можно рассказывать на новый лад.

Несмотря на сонный вид, творческая жизнь здесь довольно разнообразная. Весной старинное заброшенное здание местных мастерских превратилось в современный центр искусств, где есть коворкинг, кафе и большая выставочная площадка, где прошла уже первая выставка “Русская Нарния”, а к концу августа готовится новое событие — фестиваль “Палехский бестиарий”. Более того, искусство выплескивается и вовне — в виде росписей заброшенного дома по соседству.

Фото: Александр Бормотин.

Современное искусство здесь под стать самому городу: не агрессивно-эпатирующее, как сейчас принято, и всем что-то доказывающее, а приветливое, убаюкивающее, не боящееся быть красивым, больше того — сказочным.

И от всего этого — живописного парка в центре города, Крестовоздвиженского храма с какими-то немыслимыми (чуть ли не по ошибке появившимися) лавандовыми куполами, симпатичных деревянных домиков в девичьем винограде и с геранями на окнах, разномастных цветников и современного искусства, которое не надо преодолевать, чтобы полюбить, — накатывает полное умиротворение. Чем не идеальный завершающий аккорд для путешествия по городам, которых крутила и била история, а сейчас они ищут свою новую идентичность. И ведь находят.

Стрит-арт Палеха.

“Ярая изба” художника Яра Пикулева. Фото: Александр Бормотин.

“Ярая изба” художника Яра Пикулева. Фото: Александр Бормотин.

Фото: Александр Бормотин.

Фото: архив пресс-службы