Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле модернизм

Многоликий модернизм господствовал в архитектуре больше полувека — показываем яркие примеры разных направлений стиля, в которых воплощены новаторские принципы прогрессивных архитекторов.
10 зданий в стиле модернизм

Модернизм — это масштабное архитектурное движение XX века, включающее в себя сразу несколько направлений: к нему относят функционализм, органическую архитектуру, интернациональный стиль, школу Баухаус, брутализм, а также конструктивизм и рационализм, которые развивались преимущественно в СССР. Алвар Аалто, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер, Филип Джонсон, Йо Мин Пей — знаковые постройки этих выдающихся архитекторов наверняка хорошо знакомы тем, кто интересуется архитектурой модернизма. Именно поэтому в нашу подборку мы включили менее известные, но такие же впечатляющие здания.

Дом Шминке, Лебау, 1930–1933

Дом для немецкого магната Шминке спроектировал Ганс Шарун — представитель школы Баухаус, приверженец интернационального стиля и органической архитектуры. Дом Шминке считается как раз одним из канонических образцов интернационального стиля наряду с виллой Савой Ле Корбюзье, виллой Тугендхат Людвига Мис ван дер Роэ и “Домом над водопадом” Фрэнка Ллойда Райта. Это направление модернизма предполагало отказ от национальных особенностей и архитектурных излишеств — в почете были строгие геометрические формы, гладкие поверхности и пространства с большим количеством воздуха.

Фриц Шминке заказал Шаруну “современный дом для двух родителей, четырех детей и парочки случайных гостей”, и архитектор построил здание с “перетекающими” друг в друга комнатами на разных уровнях, встроенными шкафами и открытыми террасами. Из-за внешнего сходства с современными плавательными судами дом Шминке окрестили “макаронным пароходом” (владельцу принадлежала макаронная фабрика). После войны в доме размещались молодежный клуб и дворец пионеров, который в 1990-е годы преобразовали в центр досуга для подростков. Сейчас он используется как мини-отель и музей, открытый для посещения.

Здание автозаправки Fiat Tagliero, Асмэра, 1938

В 2017 году столица Эритреи Асмэра была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как город, в котором сконцентрировано множество образцов архитектуры раннего модернизма. В 1890 году Эритрея стала колонией Италии, поэтому итальянская архитектура оказала сильное влияние на формирование городских ландшафтов страны. В начале XX века в Италии активно развивалось течение футуризма, которое характеризовалось отказом от историзма и культом века машин. Некоторые специалисты считают футуризм не просто предвестником, но и одним из ранних направлений модернизма.

В 1938 году инженер Джузеппе Петтацци проектирует в Асмэре футуристичное здание заправочной станции, которое к тому же приспосабливает под размещение небольшого офисного пространства и магазина. Конструкция постройки напоминает самолет, и современников поражали его 15-метровые железобетонные “крылья”. Во время строительства власти настаивали на том, чтобы каждое из них поддерживали столбы: никто не верил, что корпус выдержит такую нагрузку. Согласно легенде, эмоциональный Петтацци был готов прыгнуть с центральной башни, если бы крылья отвалились без опор. К счастью, идти на такие меры ему не пришлось: он спроектировал действительно надежную конструкцию.

Фонд Maeght, Сан-Поль-де-Ванс, 1964

В 1950-х годах французский коллекционер и арт-дилер Эме Маг вместе с женой решили основать частный фонд современного искусства: он должен был стать как площадкой для экспозиций, так и мастерской художников, местом, где современное искусство могло бы проявляться во всем его многообразии. Для работы над проектом Маг приглашает каталонского архитектора Жозепа Луиса Серта — ученика Ле Корбюзье и друга художника Жоана Миро. Серт стоит здание в модернистском стиле с присущими ему геометрическими формами и рациональным функционализмом. Однако на более глубоком уровне архитектор пытается переосмыслить образы средиземноморской деревни с ее белоснежными домиками, внутренними дворами патио и близостью к природе: пасторальная атмосфера должна вдохновлять людей искусства. Фасад украшает мозаика, выполненная Марком Шагалом, а в саду установлены скульптуры Альберто Джакометти. Фонд до сих пор функционирует как выставочная площадка — его называют “Лувром Лазурного Берега”.

Национальный дворец спорта Ееги, Токио, 1961–1964

Дворец спорта в парке Ееги в Токио построили к летней Олимпиаде 1964 года: здание проектировал знаменитый архитектор Кензо Танге. Изначально спортивный комплекс предназначался для проведения соревнований по плаванию, однако позже в нем начали проходить баскетбольные и хоккейные матчи. Дворец спорта вмещает больше 13 тысяч человек. Танге вдохновлялся дизайном павильона Philips Ле Корбюзье (к сожалению, он не сохранился) и хоккейным катком Йельского университета Ээро Сааринена. Архитектору хотелось создать пространство, которое не смотрелось бы непропорционально огромным даже в том случае, когда в нем находится всего несколько человек. Поэтому он спроектировал строение, напоминающее шатер: своды крыши мягко спускаются к основанию, напоминая струящуюся ткань.

Институт биологических исследований, Сан-Диего, 1959–1965

Здание Института биологических исследований на тихоокеанском побережье США спроектировали специалисты из бюро архитектора Луиса Кана. Заказчиком стал Джонас Солк — один из разработчиков вакцины от полиомиелита. Рассказывая Кану о своих пожеланиях, ученый упомянул, что хочет увидеть здание, достойное посещения Пикассо. Комплекс задумывался как площадка для обмена опытом и знаниями не только между учеными, но и между представителями культурных индустрий и социальной сферы. Все они должны были работать вместе, чтобы более глубоко понимать жизненные процессы: именно поэтому лаборатории внутри не разделены стенами. Между двумя симметричными зданиями института изначально задумывался сад, однако приглашенный мексиканский архитектор-модернист Луис Барраган посоветовал Кану вместо этого создать пустое пространство с узким каналом-желобом посередине — оно символизирует открытую среду для творчества, познания и создания новых культурных ценностей.

Туристический центр, Палм-Спрингс, 1965

Город Палм-Спрингс считается одним из главных центров модернизма в Южной Калифорнии: здесь, например, расположен дом Кауфмана Рихарда Нойтры. Калифорнийское направление стиля сформировалось во многом под влиянием школы Баухаус. Оно получило название “пустынный модернизм” и характеризовалось чистыми линиями, малоэтажностью, проектированием плоских крыш и использованием стеклянных конструкций. Ярким образцом стиля считается бывшее здание заправочной станции Tramway, построенное архитектором Альбертом Фреем. Это было первое сооружение, которое люди видели при подъезде к Палм-Спрингс с севера. Сегодня здесь размещается городской туристический центр.

Королевский национальный театр, Лондон, 1963–1976

Проектированием здания занимался архитектор Денис Ласдан, у которого до этого не было опыта работы с театральными пространствами. Тем не менее он убедил руководство театра разрешить ему самостоятельно вести проект. Ласдан решил создать бруталистскую конструкцию, которая будет не просто закрытым культурным учреждением, а продолжением города. Он спроектировал многоуровневое здание с тремя залами и террасами, на которые может попасть любой житель или гость Лондона даже без театрального билета. Эти своеобразные открытые фойе действительно стали популярными у лондонцев, в том числе у молодежи, полюбившей кататься здесь на скейтбордах. Сначала такое отношение к театру считали признаком неудачи архитектора, однако на самом деле оно означало лишь то, что Ласдану удалось достичь своей главной цели — сделать здание органичной частью живого городского ландшафта.

Дом “Вентуро”, Финляндия, 1971

“Вентуро” спроектировал архитектор Матти Сууронен в годы космических достижений и господства пластика. В этой постройке, как и в своем предыдущем проекте “Футуро”, он воплотил мечту финских модернистов о космополитизме и свободной жизни. “Вентуро” задумывался как модульный летний дом площадью в 45 м² и весом в 4 тонны. В небольшом коттедже предусматривалось место для ванны и сауны, чтобы выходные на природе финны могли проводить в привычных им комфортных условиях. При этом стены и крыша выполнены из двухслойного стекловолокна с прокладкой из пенополиуретана, а пол из фанеры, что значительно сокращало затраты на строительство. Производство этой модели поставили на поток: ее использовали для размещения небольших магазинов и киосков, а несколько конструкций импортировали в Швецию и превратили в здания автозаправок.

Католический собор, Маринга, 1958–1972

Собор, построенный в Бразилии по проекту Жозе Аугусто Беллуччи, стал самым высоким в Латинской Америке — его высота вместе с крестом составляет 124 м. Необычная форма церкви была вдохновлена советскими космическими спутниками. При этом архитектор не забыл и о религиозном подтексте: взмывающий ввысь конус символизирует стремление стать ближе к Богу. Первый заложенный в основание камень — кусок мрамора — достал во время раскопок на территории собора Святого Петра в Риме папа Пий XII.

Национальный дом парламента, Дакка, 1961–1982

Изначально архитектору Луису Кану заказали проектирование дополнительной штаб-квартиры правительства Пакистана, однако в 1971 году восточная часть страны отделилась и стала независимым государством Бангладеш. Строящееся здание приобрело новый смысл: теперь оно должно было символизировать торжество демократии. Издали Национальный дом парламента смотрится единым строением, однако на самом деле это восемь отдельных корпусов, расположенных вокруг парламентской палаты в центре. Последняя выступает метафорой главенства нового демократического правительства. Кан построил комплекс зданий в стиле брутализм, однако ему удалось отдать дань и элементам национальной культуры: геометрические фигуры на фасаде отсылают нас к традиционным для народного искусства бенгальцев формам.

Фото: Getty Images