Дворец с торжественным архитектурным ансамблем был построен в 1776–1780 годах — страна таким образом отметила победу в войне с Турцией в 1774 году. В честь знаменательного события Екатерина II попросила архитектора Матвея Фёдоровича Казакова построить своего рода "отель для императоров" — место, в котором высокопоставленные чиновники могли бы отдохнуть по пути в Москву. Так дворец приобрел название "путевой". Строить его было решено на землях, раньше принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – отсюда появилось название "Петровский".
В 1796 году Павел I установил традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации. Дворец стал последней и обязательной точкой в маршруте императоров к Российскому трону — на утро будущие монархи въезжали в Москву на венчание. В 1896 перед коронацией Николая II, который по традиции остановился в Петровском дворце, произошла трагедия — давка на Ходынском поле.
Это дебютная самостоятельная постройка Казакова, которая сразу же сделала его одним из самых известных архитекторов страны. Петровский и Царицынский дворцы считаются первыми зданиями в России в стиле романтической псевдоготики: сочетание древнерусской, готической и восточной архитектуры. Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля.
Во время войны 1812 года Наполеон бежал из Кремля в Петровский путевой дворец — оттуда он наблюдал, как горит несдавшаяся Москва. Дворец был разграблен, и восстановили его только к середине 1830-х годов. В отреставрированных флигелях дворца разместили казенные квартиры — какое-то время там гостил Михаил Юрьевич Лермонтов.
Большая часть интерьеров в стиле ампир не сохранилась. Сегодня посетители дворца могут погулять по вестибюлю, гостиной и колонному залу на первом этаже — раньше там также располагалась приемная монарха и комнаты членов императорской семьи.
Главное пространство дворца — круглый зал с шестнадцатиметровым куполом на втором этаже. Зал окружают четыре гостиные: Кавалерская, Петровская, Парковая и Дворцовая — там проводились "дамские игры", стояли "фортунки" (лотерейные ящики) и играли на фортепьяно. До революции на втором этаже были библиотека, императорские покои и спальня наследника престола.
Если сейчас все приезжают посмотреть именно на дворец, то раньше главной достопримечательностью района был Петровский парк. Усилиями архитектора Адама Адамовича Менеласа Петровский парк стал развлекательным центром для всей Москвы: с публичным садом, прудом, павильонами в готическом стиле, Триумфальной аркой и тремя парковыми аллеями — самыми первыми аллеями в Москве. Позади дворца до сих пор находится сохранившаяся часть Петровского парка: к сожалению, от 65 гектаров осталось всего 26,5.
В 1836 году император Николай I разрешил строить загородные дома от Тверской заставы до Петровского парка — так появился один из первых дачных поселков в России. Дворцовое ведомство подошло к строительству со всей ответственностью: дома обязательно должны были иметь хорошую архитектуру (мезонин, антресоль и железную крышу), которая согласовывалась с Комиссией для строений, и стоять фасадом на дорогу. Тем, кто выполнял все условия, давали привилегии на кредит.
За Петровским дворцом дачи строили в основном богатые купцы и меценаты. Некоторые дачи стали архитектурными достопримечательностями парка: например, дом предпринимателя Ивана Викуловича Морозова по проекту Федора Шехтеля и вилла Николая Павловича Рябушинского "Черный лебедь".
Особой достопримечательностью Петровкого парка был "Воксал" — русский предок развлекательных центров. Там располагались залы для балов, концертные сцены, столовые, игровые комнаты, библиотеки с новейшей литературой и смотровая площадка на крыше. У "Воксала" даже был свой герб: лира с буквой "В", окруженная венком. На сцене "Воксала" выступал венгерский пианист Ференц Лист и дебютировал десятилетний Антон Рубинштейн.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
По задумке архитектора Евграфа Тюрина церковь должна была выглядеть как уменьшенная копия Петровского дворца. Но Николай I перепоручил строительство храма Федору Федоровичу Рихтеру. В основе постройки лежит архитектура церкви Иоанна Предтечи в XVI века в селе Дьякове.
В 1899 году купец Илья Арефьевич Скалкин построил небольшой деревянный ресторан с экзотическим названием "Эльдорадо". Там проходили самые громкие гуляния в Москве, и владелец решил облагородить здание. Для реновации пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Поликарпова. Отличительной особенностью новой постройки стали полукруглые окна на нижнем этаже, над которым располагается широкое тройное окно полуовальной формы. Но главной гордостью "Эльдорадо" был зимний сад с тропическими растениями и птицами.
Во время Первой мировой войны в некоторых помещениях ресторана располагался госпиталь. Здание "Эльдорадо" чуть не снесли во время революции — постройку спас тот факт, что Ленин произносил одну из своих речей в главном зале ресторана. В 2000-х годах сооружение было реконструировано, а теперь оно служит офисом для крупной компании. Сейчас от Путевого дворца до бывшего здания ресторана идти 10 минут, а когда-то оно было частью зеленой рощи Петровского парка.
В начале XX века в Петровский парк стало приезжать слишком много людей, общественные пространства потрепались, а аристократические дачи превратились в обычные жилые дома. В 1928 году началась стройка стадиона "Динамо", и ансамбль парка был почти полностью разрушен: старые дачи, Триумфальную арку и "Воксал" снесли, а пруд засыпали.
В советское время в Петровском путевом дворце заседало руководство Военно-Воздушной Академии им. Жуковского, пока в 1997 здание не вернули мэрии Москвы. После реставрации в 2005 году дворец вновь открыли для посетителей.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Фото: pastvu.com