В этом году все вернулось на круги своя, и ярмарка вновь базировалась в двух шатрах в парке напротив гастролирующей здесь в декабре Art Basel/Miami. На этом и еще на том, пожалуй, что галереи, принимающие участие уже давно и прочно составляют костяк мирового коллекционного дизайна и ярмарки, привычное заканчивается. И начинаются совсем другие “новости”, и их у Design Miami масса.
Например, сменился главный куратор, на место ушедшего Арика Чена (возглавившего роттердамский Het Nieuwe Instituut) заступила Вава Карпентер, фигура не столь известная как предыдущий куратор. Посмотрим, куда она поведет ярмарку, а пока можно рассчитывать на то, что она будет верна своей доктрине “дизайн во всеобщее благо”. В своей новой роли она предложила собравшимся на ярмарке галереям раскрыть тему “Человеческий вид” (Human Kind), и исследовать вопрос того, как посредством дизайна можно создать более осознанное и справедливое будущее.
Новости Design Miami
С начала пандемии Design Miami очень активно взялся за разработку своих цифровых приложений и продолжает интервенцию в этом направлении, и это уже третья ярмарка, которую можно просмотреть с достаточно высокой четкостью, физически не вставая со стула и не приезжая в Майами, а просто скачав созданное для этого мобильное приложение Official Design Miami. Еще одним нововведением стала продажа NFT – это тщательно отобранная коллекция, созданная Йобом Сметсом, Кати Стаут, Себастианом Эрразуризом и Мишей Каном. Ну и последняя новость из мира цифровизации ярмарки – она теперь принимает для оплаты объектов криптовалюту, которую можно провести через Coinbase.
Продолжает раскручиваться платформа DM/BX, созданная Design Miami для популяризации работ молодых дизайнеров, в одном из шатров на стенде этого ресурса представлены работы новых ее участников, среди них Quinaz Studio, Studio Proba, Ries Studio, RRRES Studio, BKLYN CLAY и Tuleste Factory.
Тренды
Если говорить о том, что принято называть трендами, а именно какую-то черту, которая повторяется в представленных объектах от стенда к стенду, то во первых строках надо отметить ориентацию на крафт и ремесленные техники. Текстильные работы (Таня Агуинга для Volume Gallery, Ника Уэдделла для Jason Jacques Gallery и роскошную скульптуру-гамак от колумбийской студии текстиля Verdi) и объекты из стекла и дерев украшают практически каждый стенд.
Но царицей среди всего этого крафтового многообразия бесспорно является керамика. Ее даже хочется написать большими буквами, потому что она сама по себе становится все масштабнее и больше, словно авторы соревнуются, кто смелее и безбашеннее. И это, все что объединяет керамику.
Во всем остальном она очень разнообразна: яркая, сумбурная, сказочная, абстрактная, фигуративная, и с глазурными излишествами, всякая. Стенд галереи Friedman Benda украшают гигантские черные головы Эбитеньяфа Баралайе.
Галерея Jeffrey Deitch поставила все на керамику в своей тотальной инсталляции Clay Pop и пытается проследить за тем, как современные авторы творчески перерабатывают сложившиеся в работе с материалом традиции, тут и уже знакомая нам Кэти Стаут, и Руби Нерл, и Мельвино Гарретти.
Практически весь стенд галереи Hostler Burrow посвящен керамике. Свешивая ножки с подиума сидят не то водолазы, не то люди-амфибии от Сакари Канносто, ярким золотом блестит зверь похожий на плюшевого увольня-единорога финнки Жасми Аношкин, здесь же и абстрактные вариации любимых галерей авторов из Дании Стина Ибсена и Мартина Бодильсена Калдала.
Конечно не обошлось без моховых человечков Кима Симонссона в галерее Jason Jacque. Сложно остановиться перечислять керамические объекты, потому что это далеко не половина того, о чем хотелось бы рассказать. Но все же еще об одном стенде расскажем, потому что именно он был назван лучшим стендом ярмарки. Это инсталляция, подготовленная Южно-Африканской галерей Southern Guild, практически полностью посвященная современным керамистам Зизиппе Посве и Андилю Дьялвейну – масштабные скульптуры с отчетливо читающимся национальным африканским колоритом.
Что еще бросается в глаза – так это исчезновение четкой геометрии, она осталась только на исторических стендах и, пожалуй, у приехавшего на ярмарку десять лет спустя, Тома Диксона.
В основном же современные работы имеют тенденцию расплываться, раздуваться, становиться обтекаемыми и бесформенными. Взгляните, какой невообразимый, словно из него выползает поднимающееся тесто, комод под названием Swarm Credenza соорудил Дж. МакДоналд для Objective Gallery.
Или загляните на стенд Kohler с инсталляцией Даниэля Аршама Stone Flow. Возможно это фантазийная инсталляция, но, если посмотреть на другие работы Аршама, его диваны, стулья и столы для той же Friedman Benda, это все вырисовывается во вполне отчетливую тенденцию.
А вот эти растекающиеся лиловые блямбы переливчато-фиолетового-лилового оттенка на стенде проекта Apical Reform & Zeel Studio.
Органические формы царят на отдельной инсталляции Рогана Грегори среди его торшеров, столов и новых меховых кресел, будто вырубленных в сером камне на стенде галереи R & Company.
И уже полный разгул и пренебрежение к геометрии творится на стенде Side Gallery. Тут представлена пополнившаяся новыми объектами коллекция “The Metamorphosis” выпускника Эйндховенской академии 2020 года чеха Тадеуша Подраски. Столы, стулья, кресла вырезанные из ламинированной древесины вспениваются и вот-вот готовы закружиться в бешеной пляске.
В диалог с современными работами по части органических, абстрактных форм вступают и некоторые исторические объекты. Это потрясающей красоты скульптура Бранкузи и мебель Шарлотты Периан на стенде галереи Magen H.
И названный лучшим историческим объектом комод Уэндела Касла на необычных танцующих ножках на стенде галереи R&Company. Это одна из его редких и ранних работ в области предметного дизайна, и несмотря на очевидную тягу Касла к мягким органическим форма которая здесь уже заметна, он все же очень не похож на функциональные скульптуры его последних лет творческой деятельности.
Еще одна тенденция которую можно обнаружить на стендах этой сессии Design Miami выражается в любови к флоре и фауне. Тут в первую очередь хочется упомянуть проект “Воплощенная природа” студии Micher’Traxler – их очередной коллаборации с Maison Perrier-Jouet. Для инсталляции было создано около 100 макетов всевозможных объектов от микробов и бактерий до птиц, рыб и цветов. Проходя по инсталляции, посетитель как в зеркале отражается в белой стене, но видит свой силуэт сплошь состоящим из всех этих элементов. Таким образом нас подталкивают сразу к нескольким очень популярным сегодня идеям, человек не царь природы, природа состоит из множества других составляющих, не менее важных для процветания нашей планеты.
Осветительные приборы, искусно замаскированные под букеты цветов или ветку с гигантскими пальмовыми листьями (Nana Lure), украшают стенд первый раз выставляющейся на ярмарке студии Жаны и Оливера Пелле инсталляция называется “Infinite Lure”.
А галерея Twentry First показывает четыре сказочной красоты шкафа британца Марчина Русака, напоминающие исторические работы знаменитого австрийско-шведского архитектора Йозефа Франка, сделанные в его традиционной технике заливки высушенных цветов и трав в синтетические смолы.
Помимо таких заметных тенденций хочется упомянуть еще несколько объектов и инсталляций, которые особенно привлекают внимание на этой сессии ярмарки. Начнем с гордости за очередную яркую, лаконичную и очень притягательную инсталляцию The Bed, созданную Гарри Нуриевым и Crosby Studios. Судя по отчетам из Instagram возможности помедитировать в этой архитипичной серебрянной спальне, в которой человечество застряло в период пандемии, и желание попутешествовать во сне, не взирая на закрытые границы, пришлась по душе многим посетителям ярмарки. На этой серебристой гигантской кровати в обрамлении зеркальных стен не повалялся только очень закомплексованный или страшно ленивый посетитель.
Невозможно обойти вниманием выставку функциональных скульптур из белого мрамора и выкрашенной в ярко-оранжевый цвет стали британского дизайнера Сэмюэля Росса на стенде Friedman Benda, которого некоторые называют эхом только что ушедшего Вирджила Абло. Их карьеры и жизненный путь действительно схожи, они даже сотрудничали на запуске Off-White. Но все же подход к созданию дизайна на грани искусства у Росса совершенно уникальный.
Ну и в заключении, раз уж мы назвали лучших в номинации исторический объект и стенд, будет несправедливо не упомянуть и двух других победителей. Лучшим стендом Curio жюри назвало проект Artra из Мексико Сити. Это футуристичная инсталляция из будущего, когда нам не надо будет ходить на работу, а можно будет весь день сидеть на удобном диване и смотреть в огромное окно, за которым будут мелькать либо райские, либо космические дали.
А лучшей современной работой стала гигантская сделанная из листа мятой бумаги скульптура-светильник Брэдли Бауэрса, нового дизайнера галереи The Future Perfect.