“Веревка” (1948)
Все действие фильма Альфреда Хичкока происходит в пентхаусе на Манхэттене. Именно там двое студентов убили своего сокурсника, чтобы доказать самим себе превосходство над другими людьми.
Фильм снят несколькими длинными кадрами. Для достижения эффекта непрерывности съемки проходили в студии со стенами на рельсах и мебелью на колесиках. Когда камера передвигалась по декорации, мебель и стены бесшумно отодвигали, а потом возвращали на прежнее место.
Из квартиры главных героев открывается вид на Нью-Йорк: за окном была установлена полукруглая циклорама площадью 1100 м², в которой построили миниатюрные копии Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг, cобора Святого Патрика и других известных зданий Нью-Йорка. Огни города создавались с помощью двухсот неоновых лампочек.
Важную функцию в “Веревке” выполняет цвет. Интерьер выполнен в нейтральных цветах, в то время как за окном вечером зажигаются желтые, оранжевые, красные и зеленые огни зданий. Это создает контраст между жизнью города и драматичными перипетиями в пентхаусе главных героев.
“Шепоты и крики” (1972)
Это драма Ингмара Бергмана о трех сестрах. Одна из них находится при смерти из-за болезни и вспоминает, как прошла ее жизнь.
Съемки проходили в заброшенном поместье в Швеции. В интерьерах родового имения главных героинь преобладает красный цвет.
Бергман писал: “Все мои фильмы могли быть черно-белыми, кроме “Шепотов и криков”. В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона... Но внутри дракон был сплошь красный”.
В гостиной с красными обоями и красным полом, где стоят стулья с красной обивкой, разворачивается драма, которая обнажает болезненность сложных отношений трех сестер.
“Барри Линдон” (1975)
Ирландец Редмонд Барри мечтает попасть в высшее общество, и для достижения своей цели он готов на любые авантюры.
Роскошные интерьеры в классическом стиле погружают зрителя в атмосферу XVIII века. Съемки проходили во дворцах в Англии, Шотландии, Ирландии и Германии. Стэнли Кубрик хотел добиться абсолютной подлинности, поэтому отказался от съемок в павильоне.
Все интерьеры в “Барри Линдоне” сняты либо при дневном свете, либо при свечах. Режиссер принципиально отказался от использования электрического освещения во время работы над фильмом. Такой эксперимент позволил Кубрику добиться небывалого в истории кино эффекта светотени.
“Энни Холл” (1977)
Фильм Вуди Аллена об отношениях стендап-комика и начинающей певицы. Он — невротик-интеллектуал с тонким чувством юмора, она — легкая, самодостаточная и непосредственная.
Уютная небольшая квартира Энни Холл на Манхэттене дополняет ее образ. На полках небрежно расставлены книги и виниловые пластинки, на белых стенах висят черно-белые фотографии родственников главной героини, а на крючках — ее элегантные шейные платки. Изюминка апартаментов Энни Холл — выход на крышу, откуда открывается вид на Нью-Йорк.
“Ностальгия” (1983)
Советский писатель приезжает в Италию для изучения биографии русского композитора. Главный герой хочет, но не может вернуться домой, поэтому им овладевает тоска по родине.
Писатель меланхолично бродит по пустынным итальянским улочкам, а в снах видит пейзажи родной русской деревни.
В финальных кадрах главный герой сидит на земле. Сзади мы видим деревянный русский дом и полуразрушенное итальянское аббатство Сан-Гальяно. Декорации подчеркивают ностальгию главного героя по дому.
“Дракула” (1992)
Экранизация знаменитого романа Брэма Стокера.
Во время работы над картиной Фрэнсис Форд Коппола отказался от использования спецэффектов и компьютерной графики. Съемки проходили в павильоне студии MGM. В фильме воссозданы мрачные готические интерьеры замка Дракулы. Стены, потолок, пол — все построено из грубого серого камня, что подчеркивает холодность и мертвенность жилища вампира.
Дворец главной героини контрастирует со зловещим замком Дракулы. Обилие света, растений и изящной мебели характерны для интерьеров ее дворца.
“Джанго освобожденный” (2012)
Спагетти-вестерн Квентина Тарантино, действие которого происходит за три года до Гражданской войны, когда в США еще существовало рабство.
Художник-постановщик Джон Майкл Рива говорил, что при создании декораций вдохновлялся фильмом “Дни жатвы” и картинами Эндрю Уайета. Для погружения зрителя в атмосферу американского Юга во второй половине фильма в качестве места съемок был выбран Новый Орлеан, штат Луизиана.
Интерьеры “Кэндиленда”, поместья главного антогониста, построили в павильоне студии Second Line. Через цвет в интерьерах глубже раскрываются характеры персонажей. Например, фоном Кэлвина Кэнди (Леонардо ДиКаприо) обычно служит пространство красного цвета, что подчеркивает его жестокость.
Цвет также усиливает динамику фильма. К финалу тона интерьеров становятся более темными. Это символизирует обострение конфликта между героями.