Лучшие архитекторы давно пытались представить, каким будет мир будущего. Но вряд ли их фантазии заходили настолько далеко, как у Патриса Верметта — художника-постановщика фильма “Дюна”. Фильм снят по сюжету первой половины романа Фрэнка Герберта 1965 года и снят режиссером Дени Вильневом, который до этого работал над картиной “Бегущий по лезвию 2049”. В “Дюне” на нескольких планетах разворачивается эпическая история, действие которой перенесено на 20 тысяч лет в будущее.
Можно было предположить, что фильм в значительной степени будет зависеть от спецэффектов, но Вильнев потребовал от команды воплотить мир “Дюны” в реальности, насколько это возможно. “Особенность подхода Дени состоит в том, чтобы использовать декорации, которые наилучшим образом обеспечивают погружение в действие”, — говорит Верметт AD. Для этого они отправились в павильоны Origo Studios в Будапеште, где Вильнев работал над “Бегущим по лезвию”.
Здесь они создали величественные и в то же время аскетичные интерьеры дворца на планете Каладан, откуда родом главный герой Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его родители герцог Лето (Оскар Айзек) и леди Джессика (Ребекка Фергюсон). В этой же студии были созданы локации пустынной планеты Арракис, где обитает племя фременов. По сюжету туда переезжает семья Атрейдес после получения контроля над добычей пряностей (главная валюта этого мира). Также в павильонах Origo Studios воссоздали Гьеди Прайм, планету-метрополию зловещего дома Харконнен.
Верметт обратился к книге Герберта, чтобы понять, как могут выглядеть дома героев. Художник-постановщик пришел к выводу, что на каждой планете в большей степени на дизайн должны влиять природные условия. Например, в городе Арракин на планете Арракис (более известна как Дюна) здания имеют угловатую форму, поэтому описанные в книге ветры могут скользить вдоль них со скоростью 750 километров в час. Здания имеют толстые каменные стены и световые колодцы вместо больших окон, чтобы жители могли защититься от сильной жары.
На внешний вид Арракина повлияли многие архитектурные стили, в том числе бункеры времен Второй мировой войны, месопотамские зиккураты, египетские и ацтекские пирамиды, бразильская архитектура, брутализм и даже итальянское архитектурное объединение Superstudio. В то же время Верметт хотел, чтобы Дюна была непохожей ни на что. Художник-постановщик работал над визуальной концепцией семь месяцев и все это время спрашивал у своего 16-летнего сына, не напоминает ли ему это какие-нибудь видеоигры или фильмы.
Еще одним элементом, который было важно воссоздать правильно, стали орнитоптеры. Это транспортное средство, напоминающее вертолет, с помощью которого передвигаются персонажи фильма. “Орнитоптеры должны были выглядеть достаточно реальными, чтобы можно было поверить, что они выдержат порывы ветра и что летать в них будет безопасно”, — говорит Верметт. Для фильма были построены два орнитоптера, а крылья к ним были добавлены с помощью спецэффектов при постпродакшене.
“[Мы убедились, что] созданные нами шасси двигались абсолютно правильно. В орнитоптерах нет ничего волшебного”, — говорит Верметт. Сцены с орнитоптерами, которые улетают от гигантского песчаного червя, — одни из самых запоминающихся в фильме. И хоть суровый ландшафт в этих сценах был сделан при помощи спецэффектов, монстры были созданы руками человека.
Наружные съемки “Дюны” были проведены в разных уголках Земли. “Норвегия представляла собой то, как должен выглядеть Каладан. Это водная планета”, — рассказывает Верметт. В Абу-Даби нашли белое небо и огромные зловещие песчаные дюны, которые команда искала для съемок Арракиса. Пустыня Вади-Рам в Иордании идеально подходила для съемок с каменистым ландшафтом. Дополнительные сцены были сняты поблизости от границы Иордании и Израиля, где раньше проходили только военные учения. “В фильмы вы видите девственный песок. По нему никто не ходил. Песок движется, поэтому и сами дюны постоянно меняются”, — говорит менеджер по локациям Ник Оливер. Это усложнило процесс съемок, но зато позволило снять захватывающие красивые кадры.
Материал впервые опубликован в американском AD.