Интерьер

Кафе-кондитерская “Смородина” в Казани

Петр Сафиуллин, основатель архитектурного бюро Yaratam, выделил для себя основное правило в работе над общественными пространствами: дизайн не должен доминировать над людьми. И в проекте этого кафе всячески ему следовал.
Кафекондитерская “Смородина” в Казани
Фото: Иван Благушин

“Когда речь идет об общественных заведениях, тем более сетевых, тут размывается понятие “автор”, потому что есть куча задач, референсов, обязательных элементов, которые должны присутствовать в интерьере, — делится Петр Сафиуллин. — Меню на стене, которое ты видишь иначе, но у них уже сделано так; витрина для соков, которая уже куплена… Это компромиссная история”.

С этими клиентами — владельцами казанской сети кафе-кондитерских “Смородина” — Петр уже работал прежде: давал небольшие консультации по свету, мебели, расстановке, иногда что-то изготавливал на заказ на своей мебельной фабрике Yaratam. Но полноценный проект никогда для них не делал. “Планировалось открытие новой точки кафе, и заказчики захотели сделать ее со мной от начала до конца. То есть, с одной стороны, это не первый опыт нашего взаимодействия, но с другой — абсолютно новый”, — признается Сафиуллин.

Фото: Иван Благушин

Пространство для кафе нашлось на первом этаже нового жилого дома в центре Казани. Большое прямоугольное помещение порядка 200 м2 выделялось двумя большими витринными окнами, два из которых выходят на оживленную улицу, а еще два — во двор. “Бриф от заказчиков был очень четкий и понятный по функционалу, — вспоминает Петр. — Они сразу заявили, сколько нужно входов и выходов, где должен быть санузел, как должна стоять касса, стойка”. Всю площадь вместе с Илией Гузаировой и Рамилей Меннебаевой (команда Yaratam) Петр поделил примерно пополам на зал со стороны улицы и на кухню со стороны двора. 

Фото: Иван Благушин
Фото: Иван Благушин

В общей сложности работа над проектом заняла около четырех месяцев вместе с реализацией, стройкой и декораторской работой. “Больше времени ушло на конструктивную работу: планировку, раскладку плитки (мы придумали сложный пол); меньше на декораторскую, с которой помогала Анна Исупова. Так как это монофункциональное помещение, с ним было проще, образ как-то сразу сложился. Мы не делали 3D-визуализаций, все, что было, — два коллажа, которые были сразу согласованы”, — говорит автор проекта.

Фото: Иван Благушин

Активно участвовали в процессах и сами клиенты. “Во-первых, они вообще любят контролировать все свои бизнес-процессы, а во-вторых, у нас был довольно ограниченный бюджет, так что я сразу расставил приоритеты. Это стало причиной сложного решения с полом: мы взяли недорогое покрытие, керамогранит, нарезали его и разложили определенным образом, сделав из него свой рисунок”, — обращает внимание Сафиуллин.

Фото: Иван Благушин

А вот найти решение для цветового оформления интерьера долго не могли: стилистического ТЗ от клиентов практически не было, обговорили только то, что пространство должно быть светлым и современным. Когда дело дошло до покраски стен, клиент захотел сделать “несколько” выкрасов. “В результате их было около двадцати, — рассказывает Петр. — Но в итоге остановились все же на первоначальном варианте. Я каждый раз назначал встречи в разное время суток, чтобы показать, как работают цвета при разном освещении”. 

Фото: Иван Благушин
Фото: Иван Благушин

С мебелью было проще, большую часть команда Yaratam делала сама. “Я изначально планировал интегрировать в интерьер мебель, которую сам придумал и произвожу. Для меня было особенно важно вписать ее в общественное пространство, так как до этого она больше работала в жилых пространствах, — делится Петр. — Мне очень хотелось подчеркнуть ее уникальность, многофункциональность и особенно антивандальные качества (все-таки это кафе, большая проходимость, другие условия эксплуатации)”.

Фото: Иван Благушин

Дополнили пространство светильники Luceplan, ненавязчиво отсылающие к названию кафе. А главной фокусной точкой стало абстрактное панно на одной из стен. “Я очень люблю вставлять в свои проекты небольшие арт-объекты — здесь это панно, которое мы придумали с Рамилей Меннебаевой. Это первое, что видишь, когда заходишь, такой “аппетайзер”: сначала панно, а потом уже все остальное”.

Фото: Иван Благушин
Фото: Иван Благушин

И тем не менее Петр признается: “Я стараюсь, чтобы интерьер был не сильно заметный, чтобы не было ощущения, что сильно старались. При этом он должен производить впечатление “дизайна” в хорошем смысле слова: дизайн не должен доминировать над людьми. Конечно, многие критикуют такой подход, и в работе с другими пространствами я не всегда придерживаюсь этой позиции, но в данном случае для меня был важен именно баланс между пространством и образами”.

Фото: Иван Благушин