События

Куда сходить в декабре: 11 событий

В афише декабря — самые неожиданные выставочные пространства: от бывшей городской электростанции и сталинской “шарашки” до кофейни и театрального фойе.
Куда сходить в декабре

Дом культуры “ГЭС-2”

В Москве на Болотной набережной открылся новый культурный центр, который сам по себе является произведением искусства — реконструкция бывшей городской электростанции сделана по проекту великого архитектора Ренцо Пьяно, создателя парижского Центра Помпиду и еще трех десятков музеев.

Фото: Michel Denancé

В Доме культуры есть выставочные залы, библиотека, кинотеатр и концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детская площадка и аудитории для публичных и просветительских мероприятий. Но самое главное в этом здании — свет. Ренцо Пьяно называет его Дворцом света и уверен, что люди, которые впервые в него попадут, будут ходить, задрав голову. 

Программа состоит из нескольких сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия. Первый сезон называется “Санта-Барбара”. Как не поддаться колонизации?” и включает в себя три основных проекта: масштабный перформанс “Санта-Барбара”. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона", групповую выставку “В Москву! В Москву! В Москву!” и многоформатный проект “Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях”. 

Музей криптографии

Первый в России музей шифровальной техники откроется 21 декабря на территории бывшего Александро-Мариинского приюта в Марфине, где в послевоенные годы находилась легендарная Марфинская шарашка, описанная Александром Солженицыным и Львом Копелевым. 

В конце сороковых годов силами нескольких марфинских лабораторий был создан первый советский секретный телефон — абсолютно недоступный для любых подслушиваний и перехватов. 

В экспозиции будет и историческая, и современная часть. В первой — секретная советская телефония и шифровальная техника, во второй — мультимедийные технологии, превращающие криптографию в игру. Директор музея Лидия Лобанова предупреждает, что эта игра может затянуть всерьез и надолго: для того чтобы надеть каждый виар-шлем и ткнуть пальцем в каждый монитор, потребуется не меньше шестнадцати часов.

“Российская империя” в Государственном историческом музее

3 декабря 2021 — 1 марта 2022

Выставка охватывает 200 лет — от 22 октября 1721 года, когда после триумфального окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира cо Швецией в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга царь Петр Алексеевич был провозглашен “Великим”, “Императором Всероссийским” и “Отцом Отечества”, до 15 марта 1917 года, когда  в ходе Февральской революции российский император Николай II отрекся от престола. 

Среди экспонатов — уникальные памятники российской истории: кафтан подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка, который надела на себя великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II, во время дворцового переворота; флотский сюртук генерал-адмирала, принадлежавший великому князю Константину Николаевичу, управлявшему морским министерством; детский мундир мичмана Гвардейского морского экипажа и детская сабля, принадлежавшие цесаревичу Алексею, сыну Николая II.

“Азбука шедевра” в музее “Новый Иерусалим”

18 декабря 2021 — 19 июня 2022

Казимир Малевич. “Супрематизм”. 1915 год. Ивановский областной художественный музей.

Музей завершает год большим проектом: более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Зинаида Серебрякова и многие другие. Выставка представит весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока. Почти в каждой из них есть шедевры, неизвестные широкой публике. 

“История модной фотографии” в Государственном Эрмитаже

12 декабря 2021 года — 13 марта 2022 года

Шейла Мецнер. Ума в платье от Жана Пату, 1986 г.

В Дни Эрмитажа, которые музей ежегодно проводит в честь Святой Екатерины, в Главном штабе открывается выставка “Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art”.

Карл Лагерфельд. Гамбург, май 1995 г.Фото: Жан-Мари Перье

В экспозиции авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена и других авторов, уже ставших классиками. Самый ранний из снимков, “Корсет Mainbocher” Хорста П. Хорста, сделанный в 1939 году, между двумя мировыми войнами, становится своеобразной точкой отсчета истории модной индустрии. Война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности. Вместе с тем по мере глобализации рынка высокая мода все больше осознавала себя как сферу фантазии и мечты.

“За синей птицей” в Доме-музее Станиславского

10 декабря 2021 — 22 января 2022

История Московского Художественного театра — это история мечты о синей птице, помогающей поверить в себя и свое предназначение. Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко удалось создать свой театр в 1898 году, выстроить свою систему, на столетие определившую принципы актерского мастерства на мировых сценах. В выставочном пространстве палат XVII века эта история будет представлена макетами, эскизами, фотографиями знаменитых постановок зимних сказок “Снегурочка” (1900), “Синяя птица” (1908), “Двенадцать месяцев” (1948), а также работами современных художников Дины Хайченко и Екатерины Рожковой. Партнером Музея МХАТ в этом проекте выступает галерея “Роза Азора”, которая всегда готовит к Новому году и Рождеству что-нибудь чудесное.

“Юнона и Авось” на Казанском вокзале

27 октября — 31 декабря

Чтобы увидеть выставку, на входе в Казанский вокзал нужно спрашивать зал “Комфорт” — так сегодня называется бывший ресторанный зал, который архитектор Щусев проектировал еще в 1912 году. Осуществить свой замысел ему не удалось: сначала Первая мировая война, потом революция, строительство затянулось и завершено было только в 1940 году.

За оформление ресторанного зала отвечал Евгений Лансере, один из немногих мирискусников, продолжавших работать в стране после революции. Ему пришлось вписывать в лепнину и картуши на стенах и потолке картины единения народов СССР, которые увязывались в единое целое центральным плафоном.

Фантастическое сочетание московского барокко со сталинским ампиром стало фоном для выставки, посвященной 40-летию легендарного спектакля “Юнона и Авось” в театре “Ленком”. Сценограф, известный театральный художник Ирина Корина, объездила много площадок, но выбрала вот этот эффектный зал, который сразу после окончания выставки закроется на реставрацию. Сколько она продлится и чем обернется — неизвестно.

“Вооруженный зреньем” в Музее архитектуры

8 декабря 2021 — 20 февраля 2022

А. Есионов. “Не ходи за шариком”. 2015 год. Бумага, акварель.

Мандельштамовский образ для названия этой выставки выбран не случайно. Московский художник Андрей Есионов — художник оптического склада. Все может разрушаться (обыграна тема “Руины” — название музейной площадки), но визуальный опыт сохранится: Юрий Аввакумов, архитектор экспозиции, создает для каждой вещи ситуацию укрытия, как он говорит, подобие реликвария, табернакля. В экспозиции около ста живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения будут представлены широкой публике впервые.

“Вещественные доказательства” в “Гоголь-центре”

10 декабря 2021 — 23 января 2022

В рамках программы “Гоголь-арт”, запущенной минувшим летом, открывается выставка, которая представляет архитектора Александра Бродского во всей многогранности его творчества. Бродский сделал для “Гоголь-центра” серию объектов — в том числе антресоль и маленький фанерный амфитеатр при входе в большой зал, на котором перед спектаклем сидят зрители. Предметный ряд дополнит графика мастера, специально выполненная для выставки.

“Алфавит.22” в Крокин галерее 

1–12 декабря

Михаил Молочников 

Художник Михаил Молочников создал свою версию еврейского алфавита, в котором каждая буква имеет цифровое и мистическое значение. Во время работы над серией “Алфавит” он прочитал несколько книг на эту тему, в том числе известный средневековый трактат Зоар, и сделал вывод, что буквы в еврейском алфавите подобны конструктору “Лего” — в каждой отдельной букве заключены другие буквы. На листах Молочникова из букв прорастают города и целые миры. Но иврита он не знает до сих пор, символ для него важнее, чем слово.

“Страна березового ситца” в кофейне и арт-галерее Prosvet

 15 декабря 2021 — 18 января 2022 

А. Забиронин. Витраж. 1980-е

Выставка, которую галерея Van Verden открывает в кофейне Prosvet, представляет работы художников творческой династии Забирониных, создававших кроки — рисунки для тканей. 

А. Забиронин. Самолетики. 1980-е

Николай Михайлович Забиронин — художник Хлопчатобумажного комбината имени III Интернационала — посвятил работе над тканями всю свою жизнь: окончив художественно-прикладное отделение Ивановского химико-технологического техникума в 1954 году, он до 1992 года работал художником 1-й категории на комбинате. Его сын, Андрей Николаевич Забиронин, продолжил семейное дело. Выпускник отделения “художник по тканям” факультета прикладного искусства Текстильный института им. А. Н. Косыгина, он 20 лет, с 1983 по 2003 год, работал художником на том же ХКБ III Интернационала. В своих работах они вдохновлялись как традиционными узорами (например, “пейсли”, популярным в России с XVIII века), так и темами, которыми жила эпоха, превращая машины и самолеты в часть орнамента.