События

Куда сходить в декабре: 11 событий

В афише декабря — самые неожиданные выставочные пространства: от бывшей городской электростанции и сталинской “шарашки” до кофейни и театрального фойе.
Куда сходить в декабре

Дом культуры “ГЭС-2”

В Москве на Болотной набережной открылся новый культурный центр, который сам по себе является произведением искусства — реконструкция бывшей городской электростанции сделана по проекту великого архитектора Ренцо Пьяно, создателя парижского Центра Помпиду и еще трех десятков музеев.

Куда сходить в декабре
Фото: Michel Denancé

В Доме культуры есть выставочные залы, библиотека, кинотеатр и концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детская площадка и аудитории для публичных и просветительских мероприятий. Но самое главное в этом здании — свет. Ренцо Пьяно называет его Дворцом света и уверен, что люди, которые впервые в него попадут, будут ходить, задрав голову. 

Куда сходить в декабре

Программа состоит из нескольких сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия. Первый сезон называется “Санта-Барбара”. Как не поддаться колонизации?” и включает в себя три основных проекта: масштабный перформанс “Санта-Барбара”. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона", групповую выставку “В Москву! В Москву! В Москву!” и многоформатный проект “Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях”. 

Музей криптографии

Первый в России музей шифровальной техники откроется 21 декабря на территории бывшего Александро-Мариинского приюта в Марфине, где в послевоенные годы находилась легендарная Марфинская шарашка, описанная Александром Солженицыным и Львом Копелевым. 

Куда сходить в декабре

В конце сороковых годов силами нескольких марфинских лабораторий был создан первый советский секретный телефон — абсолютно недоступный для любых подслушиваний и перехватов. 

В экспозиции будет и историческая, и современная часть. В первой — секретная советская телефония и шифровальная техника, во второй — мультимедийные технологии, превращающие криптографию в игру. Директор музея Лидия Лобанова предупреждает, что эта игра может затянуть всерьез и надолго: для того чтобы надеть каждый виар-шлем и ткнуть пальцем в каждый монитор, потребуется не меньше шестнадцати часов.

“Российская империя” в Государственном историческом музее

3 декабря 2021 — 1 марта 2022

Куда сходить в декабре

Выставка охватывает 200 лет — от 22 октября 1721 года, когда после триумфального окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира cо Швецией в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга царь Петр Алексеевич был провозглашен “Великим”, “Императором Всероссийским” и “Отцом Отечества”, до 15 марта 1917 года, когда  в ходе Февральской революции российский император Николай II отрекся от престола. 

Куда сходить в декабре

Среди экспонатов — уникальные памятники российской истории: кафтан подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка, который надела на себя великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II, во время дворцового переворота; флотский сюртук генерал-адмирала, принадлежавший великому князю Константину Николаевичу, управлявшему морским министерством; детский мундир мичмана Гвардейского морского экипажа и детская сабля, принадлежавшие цесаревичу Алексею, сыну Николая II.

“Азбука шедевра” в музее “Новый Иерусалим”

18 декабря 2021 — 19 июня 2022

Казимир Малевич. “Супрематизм”. 1915 год. Ивановский областной художественный музей.
Казимир Малевич. “Супрематизм”. 1915 год. Ивановский областной художественный музей.

Музей завершает год большим проектом: более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Зинаида Серебрякова и многие другие. Выставка представит весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока. Почти в каждой из них есть шедевры, неизвестные широкой публике. 

“История модной фотографии” в Государственном Эрмитаже

12 декабря 2021 года — 13 марта 2022 года

Шейла Мецнер. Ума в платье от Жана Пату 1986 г.
Шейла Мецнер. Ума в платье от Жана Пату, 1986 г.

В Дни Эрмитажа, которые музей ежегодно проводит в честь Святой Екатерины, в Главном штабе открывается выставка “Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art”.

Карл Лагерфельд. Гамбург май 1995 г.
Карл Лагерфельд. Гамбург, май 1995 г.Фото: Жан-Мари Перье

В экспозиции авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена и других авторов, уже ставших классиками. Самый ранний из снимков, “Корсет Mainbocher” Хорста П. Хорста, сделанный в 1939 году, между двумя мировыми войнами, становится своеобразной точкой отсчета истории модной индустрии. Война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности. Вместе с тем по мере глобализации рынка высокая мода все больше осознавала себя как сферу фантазии и мечты.

“За синей птицей” в Доме-музее Станиславского

10 декабря 2021 — 22 января 2022

История Московского Художественного театра — это история мечты о синей птице, помогающей поверить в себя и свое предназначение. Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко удалось создать свой театр в 1898 году, выстроить свою систему, на столетие определившую принципы актерского мастерства на мировых сценах. В выставочном пространстве палат XVII века эта история будет представлена макетами, эскизами, фотографиями знаменитых постановок зимних сказок “Снегурочка” (1900), “Синяя птица” (1908), “Двенадцать месяцев” (1948), а также работами современных художников Дины Хайченко и Екатерины Рожковой. Партнером Музея МХАТ в этом проекте выступает галерея “Роза Азора”, которая всегда готовит к Новому году и Рождеству что-нибудь чудесное.

“Юнона и Авось” на Казанском вокзале

27 октября — 31 декабря

Куда сходить в декабре

Чтобы увидеть выставку, на входе в Казанский вокзал нужно спрашивать зал “Комфорт” — так сегодня называется бывший ресторанный зал, который архитектор Щусев проектировал еще в 1912 году. Осуществить свой замысел ему не удалось: сначала Первая мировая война, потом революция, строительство затянулось и завершено было только в 1940 году.

Куда сходить в декабре

За оформление ресторанного зала отвечал Евгений Лансере, один из немногих мирискусников, продолжавших работать в стране после революции. Ему пришлось вписывать в лепнину и картуши на стенах и потолке картины единения народов СССР, которые увязывались в единое целое центральным плафоном.

Куда сходить в декабре

Фантастическое сочетание московского барокко со сталинским ампиром стало фоном для выставки, посвященной 40-летию легендарного спектакля “Юнона и Авось” в театре “Ленком”. Сценограф, известный театральный художник Ирина Корина, объездила много площадок, но выбрала вот этот эффектный зал, который сразу после окончания выставки закроется на реставрацию. Сколько она продлится и чем обернется — неизвестно.

“Вооруженный зреньем” в Музее архитектуры

8 декабря 2021 — 20 февраля 2022

А. Есионов. “Не ходи за шариком”. 2015 год. Бумага акварель.
А. Есионов. “Не ходи за шариком”. 2015 год. Бумага, акварель.

Мандельштамовский образ для названия этой выставки выбран не случайно. Московский художник Андрей Есионов — художник оптического склада. Все может разрушаться (обыграна тема “Руины” — название музейной площадки), но визуальный опыт сохранится: Юрий Аввакумов, архитектор экспозиции, создает для каждой вещи ситуацию укрытия, как он говорит, подобие реликвария, табернакля. В экспозиции около ста живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения будут представлены широкой публике впервые.

“Вещественные доказательства” в “Гоголь-центре”

10 декабря 2021 — 23 января 2022

Куда сходить в декабре

В рамках программы “Гоголь-арт”, запущенной минувшим летом, открывается выставка, которая представляет архитектора Александра Бродского во всей многогранности его творчества. Бродский сделал для “Гоголь-центра” серию объектов — в том числе антресоль и маленький фанерный амфитеатр при входе в большой зал, на котором перед спектаклем сидят зрители. Предметный ряд дополнит графика мастера, специально выполненная для выставки.

“Алфавит.22” в Крокин галерее 

1–12 декабря

Михаил Молочниковnbsp
Михаил Молочников 

Художник Михаил Молочников создал свою версию еврейского алфавита, в котором каждая буква имеет цифровое и мистическое значение. Во время работы над серией “Алфавит” он прочитал несколько книг на эту тему, в том числе известный средневековый трактат Зоар, и сделал вывод, что буквы в еврейском алфавите подобны конструктору “Лего” — в каждой отдельной букве заключены другие буквы. На листах Молочникова из букв прорастают города и целые миры. Но иврита он не знает до сих пор, символ для него важнее, чем слово.

“Страна березового ситца” в кофейне и арт-галерее Prosvet

 15 декабря 2021 — 18 января 2022 

А. Забиронин. Витраж. 1980е
А. Забиронин. Витраж. 1980-е

Выставка, которую галерея Van Verden открывает в кофейне Prosvet, представляет работы художников творческой династии Забирониных, создававших кроки — рисунки для тканей. 

А. Забиронин. Самолетики. 1980е
А. Забиронин. Самолетики. 1980-е

Николай Михайлович Забиронин — художник Хлопчатобумажного комбината имени III Интернационала — посвятил работе над тканями всю свою жизнь: окончив художественно-прикладное отделение Ивановского химико-технологического техникума в 1954 году, он до 1992 года работал художником 1-й категории на комбинате. Его сын, Андрей Николаевич Забиронин, продолжил семейное дело. Выпускник отделения “художник по тканям” факультета прикладного искусства Текстильный института им. А. Н. Косыгина, он 20 лет, с 1983 по 2003 год, работал художником на том же ХКБ III Интернационала. В своих работах они вдохновлялись как традиционными узорами (например, “пейсли”, популярным в России с XVIII века), так и темами, которыми жила эпоха, превращая машины и самолеты в часть орнамента.