Этот дом строился в 1946 году для Министерства государственной безопасности, проект заказали известному в то время архитектору Евгению Рыбицкому. Предугадать смену курса в архитектуре и строительстве он не мог, поэтому украсил фасад выразительным декором: здесь и колонны, и пилястры, и треугольный фронтон, примыкающий к бельведерам. В 1949-м архитектор за свой проект был награжден Сталинской премией, но спустя шесть лет премию отобрали, а дом стал символом "ненужных украшательств", с которыми при Хрущеве полагалось бороться.
Символики в этом доме заложено столько, что в небольшой статье всего и не расскажешь. Гранитные плиты на фасаде, по легенде, взяты из запасов, которые Гитлер собирался пустить на возведение памятника в честь захвата Москвы. Строителями были немецкие военнопленные, отделка велась с использованием трофейных материалов. Розетки, выключатели, дубовый паркет — все было высочайшего качества.
Во времена партийных чисток и репрессий пятидесятых годов жильцы поменялись, потом стали пропадать хрустальные люстры и ковры на лестницах, часть квартир превратились в коммунальные.
В начале ремонта бюро Mardi пришлось вспомнить историю легендарного дома. “Начав демонтаж, мы были готовы ко всему, — рассказывает дизайнер Мария Семкина. — На удивление, перекрытия были в хорошем состоянии, но потолок был фрагментами сбит из обшивки вагонов, в некоторых местах штукатурка крепилась на сукно со штампами немецкого рейха”.
Как говорит Мария, переделывать пришлось все, от потолка нижней квартиры до пола верхней. Параллельно начались работы по капремонту фасада и инженерных систем – счастливое совпадение, позволившее реализовать современный проект вентиляции, в котором все системы были аккуратно размещены со стороны двора без ущерба для облика здания.
"Все сделано основательно, — подчеркивает дизайнер, – как и полагается в доме с такой архитектурой".
Длинный коридор, неизбежный для сталинских квартир, делит пространство на две части: в одной находятся гостиная, спальня и ванная комната, в другой — кухня, кабинет и гостевая комната.
При выборе стилистики решили ориентироваться не на сталинское прошлое дома, а на архитектуру старинных особняков Покровки, на их арочные окна и светлые фасады. Свойственная классике симметричная композиция в гостиной создает ощущение тишины и покоя, хотя за окном оживленное Садовое кольцо.
С шумом боролись не только при помощи дизайна: между лагами перекрытий проложили современные акустические маты, на окнах установили стеклопакеты с тщательно рассчитанной после замера частот уличного шума формулой.
Сложная история дома прослеживается в предметах обстановки: в проекте много винтажной мебели и арт-объектов. У них разное происхождение, но все они здесь на месте, а некоторые выглядят так, словно всегда тут были. Винтажный плакат “Хлебороб” из галереи “Хронофактор” легко представить себе на кухне пятидесятых годов. Триптих по мотивам старинных французских гравюр – в генеральской квартире, среди трофейных картин и рисунков.
Ощущение тишины связано, по-видимому, еще и с характером владельцев: как вспоминает Мария, они дали возможность дизайнеру и строителям работать над проектом без спешки, без жесткого контроля и утверждения каждой мелочи. “Это была самая спокойная и организованная строительная площадка из всех, где мне довелось работать”.