Поклонники творчества Уэса Андерсона знают, что если включить фантазию и хорошенько осмотреться, то повсюду (и даже в нашей повседневной жизни) можно заметить фрагменты яркой и причудливой киновселенной режиссера. Номинированный на премию “Оскар” “Французский вестник” тому доказательство: фильм снимали в Ангулеме (Франция), живописная архитектура и местность которого как нельзя лучше подошли для декораций вымышленного французского города Эннуи-сюр-Блазе (кстати говоря, слово “Эннуи” переводится на русский как “скука”).
Художник-постановщик Адам Стокхаузен и его команда начали с поиска в Google. “Мы заходили в карты Google и просто “ходили” по улицам, осматривая все вокруг, — рассказывает Адам. — После этого мы начали сужать наш список, оставив лишь пару интересных локаций”. Затем специальных людей — агентов, как шутят в команде Адама, — отправили сфотографировать выбранные города, и наконец, после того как Штокхаузен со своей командой лично посетили их все, они решили остановиться на Ангулеме — городе, знаменитом своим ежегодным фестивалем комиксов. Располагается Ангулем на небольшой возвышенности, из Парижа до него можно добраться за пять часов, а из Бордо — за два.
Ангулем отлично вписался в историю Андерсона. Фильм рассказывает о редакции вымышленного американского еженедельного журнала “Французский вестник” (кстати, создавая свою работу, режиссер вдохновлялся настоящим журналом — The New Yorker). В фильме редакция расположена в городке Эннуи-сюр-Блазе во Франции, а возглавляет издание Артур Ховитцер (его роль исполняет Билл Мюррей). “Андерсону особенно понравилось то, как устроен Ангулем: одна из его дорог, извиваясь, идет в гору, а затем ее начинают пересекать другие пути. Все эти закоулки, изгибы и повороты Уэс активно использовал, снимая фильм”, — говорит Адам.
В фильме Андерсона повествуется о четырех историях, опубликованных в последнем выпуске журнала “Французский вестник”. В первой истории репортер Хербсен Сазерак (в исполнении Оуэна Уилсона) проводит экскурсию на велосипеде по Эннуи-сюр-Блазе. Далее Дж. К. Л. Беренсен (Тильда Суинтон) рассказывает о жизни Мозеса Розенталера (Бенисио дель Торо) — художнике, отбывающем наказание в тюрьме. Там он знакомится с аферистом (Эдриан Броуди), который пытается продать его подделки коллекционерам. Специально для фильма художник Сандро Копп создал серию абстрактных картин, в том числе большие фрески на тюремных стенах. Как признается сам Копп, это был определенный вызов для него, однако в конечном счете результатом своей работы он остался доволен. “Я приехал в Ангулем, зная, что у меня было всего два с половиной месяца на создание десяти огромных картин, которые должны были выглядеть так, будто профессионал работал над ними в течение трех лет”. При съемке тюремных сцен задействованы были и работы местных мастеров: керамика ручной работы использовалась в качестве реквизита для занятий по искусству для заключенных, а сами они ходили в войлочных тапочках, традиционно изготовляемых в этом регионе.
Затем зрители узнают о журналистке (Фрэнсис Макдорманд), написавшей статью о студенческих выступлениях в конце 1960-х годов. Тимоти Шаламе и Лина Худри играют лидеров молодых повстанцев. Чтобы актеры сыграли так, как хотелось Андерсону, режиссер специально подготовил для них целый список кинолент к просмотру, куда вошли французские фильмы новой волны (например, “400 ударов”) и несколько работ Жан-Люка Годара.
Наконец, история Робака Райта (в исполнении Джеффри Райта), посвященная изначально одному шеф-повару, неожиданным образом переходит к случаю похищения. Отдавая дань уважения ежегодному фестивалю в Ангулеме, эту сцену Андерсон сделал в духе комиксов — анимационной и красочной.
Также в сценах встречается эклектичный офис редакции журнала: коллеги Ховитцера собираются в его желтом кабинете (рисунки иллюстратора журнала украшают стены, а над дверью вывешено главное правило Ховитцера: не плакать), чтобы обсудить написание некролога. Дело в том, что Ховитцер умер от сердечного приступа, а в его завещании написано, что журнал прекратит свое существование после смерти главного редактора.
Для съемок фильма по всему Ангулему были спроектированы декорации, а местная войлочная фабрика превратилась в импровизированную киностудию. “Так получается, что мы зачастую работаем в непредназначенных для этого местах и с необычными декорациями”, — говорит Стокхаузен, отмечая, что, снимая фильм Андерсона “Королевство полной луны”, они построили декорации в бывшем вещевом магазине в торговом центре в Миддлтауне. “Создавая фильм “Французский вестник”, нам пришлось немало потрудиться и понять, как можно сделать что-то из ничего”.
Впервые материал был опубликован в американском AD.