“Забытая архитектура”: “не дом” в центре Милана 

Добро пожаловать в квартиру, которую Этторе Соттсасс-младший спроектировал для художника Арнальдо Помодоро в середине 1960-х. Пространство, расположенное на последнем этаже в здании в центре Милана, до сих пор находится в идеальном состоянии. О квартире рассказывает Бьянка Феликори, основательница проекта “Забытая архитектура”.
“Забытая архитектура” “не дом” в центре Милана

Проект “Забытая архитектура” появился в 2019 году. Его идея заключается в том, чтобы с помощью цифровых технологий исследовать постройки малоизвестных архитекторов. Также “Забытая архитектура” знакомит пользователей с не самыми популярными зданиями именитых мастеров.

Зародившийся как группа в “Фейсбуке”, проект со временем вошел в программу Триеннале в Милане. Также в рамках “Забытой архитектуры” был создан архитектурный тур по Италии, написана книга и снят документальный фильм.

AD рассказывает вам о доме (скорее, о “не доме”, потому что заказчик хотел получить место для работы без домашнего уюта), который Этторе Соттсасс-младший спроектировал в середине 1960-х для своего друга-художника.

Фото: Fabrizio Vatieri, Nicola Nunziata.

В 1966 году художник Арнальдо Помодоро обратился к Соттсассу для ремонта апартаментов, которые он купил в здании в центре Милана. Заказчик хотел создать место для работы и приема клиентов, где не было бы домашней атмосферы. По задумке Помодоро, это пространство должно было отражать его как профессионала. Архитектор, учитывая запросы художника, решил создать место, которое будет лишено ярких цветов и в то же время создаст атмосферу спокойствия и тепла.

Фото: Fabrizio Vatieri, Nicola Nunziata.

Соттсасс сосредоточил основное внимание на форме и материалах. Он спроектировал лестницу из палисандрового дерева, которая начинается от входной двери и ведет в спальню. Лестница стала полноценным элементом мебели, потому что прямо в ней архитектор сделал ящики, полки и шкаф. Также от лестницы отходит мраморный стол консольной конструкции, поддерживаемый двумя полками.

Фото: Fabrizio Vatieri, Nicola Nunziata.

Сейчас все поверхности помещения покрыты сложной системой белых пластиковых панелей. Исключением стала входная дверь, которая выполнена из штукатурки с белой мраморной крошкой. Помимо установки пластиковых панелей на стенах и потолке, единственным новшеством, которое внес нынешний владелец, стала замена старого коричневого ковра из войлока на полимерный пол. У входной двери расположилась домашняя библиотека. Она сделана из таких же панелей, что и стены и потолок. В библиотеке белый пластик чередуется со вставками из перфорированного хромированного листа, за которыми спрятаны динамики аудиосистемы, расположенной внутри шкафа для книг. Такие же вставки из перфорированного листа Соттсасс использовал в оконных проемах, чтобы скрыть радиаторы.

Фото: Fabrizio Vatieri, Nicola Nunziata.

Работая над дизайном окон, Соттсасс реализовал еще одно интересное решение: вместо занавесок он использовал матовое стекло. Наверху пространства расположена “комната отдыха” (именно так ее называли заказчик и архитектор), где до сих пор сохранился пол из золотой плитки, которая отсылает нас к работам художника Арнальдо Помодоро. Единственная ванная комната в квартире полностью облицована бело-серым гранитом.

Фото: Fabrizio Vatieri, Nicola Nunziata.

Эта квартира — забытая, но очень хорошо сохранившаяся жемчужина архитектуры в центре Милана.