Мы вспомнили пять творческих принципов дизайнера, который до самой своей смерти в возрасте 81 года не прекращал работу над новыми предметами мебели.
1. Технологии и инновации определяют дизайн вещей
Полен родился и работал во Франции, но главными его героями и образцами для подражания были не французские модернисты первого поколения (Жан Пруве, Пьер Жаннере), а американцы Чарлз и Рэй Имз, Джордж Нельсон, Гарри Бертойа. В предметах, создаваемых ими, Полена восхищало сочетание смелой формы и инновационных технологий. “Нельзя разделять Имзов и марку Herman Miller, — говорил он. — Их дизайнерский гений в сочетании с технологиями этой компании — вот что дало такой потрясающий результат”.
Восприняв опыт зарубежных коллег, Полен решил использовать современные достижения текстильной и химической промышленности и открыл для себя стретчевый трикотаж и пенополиуретан. Новые возможности этих материалов и безудержная фантазия Полена помогли ему создать порядка двухсот кресел, диванов и стульев с обтекаемыми формами и цельной оболочкой из фактурного или гладкого текстиля.
Эти предметы дизайнер называл в честь природных явлений: растений (“Гриб”, “Тыква”, “Долька апельсина”), животных (“Устрица”, “Бабочка”), частей тела человека “Язык”). Но источником вдохновения были не природные формы, а особенности материалов и инновационных технологий, которыми располагала фабрика Artifort — с ней дизайнер сотрудничал с 1959 года.
2. Функциональная мебель должна иметь цвет, настроение и скульптурную форму
Несмотря на то что до обучения в школе дизайна Камондо Полен собирался стать скульптором (помешала травма руки, полученная в случайной драке), он не считал дизайнеров вольными художниками и ставил во главу функциональность.
“Значение слова “дизайн” раздуто прессой и людьми, отчего многие его деятели принимают себя за художников. Я никогда не путал такие понятия. Я всегда понимал, что даже очень хорошо спроектированный автомобиль никогда не будет произведением искусства. Все, что мы можем, — сделать жизнь чуть удобней и проще”.
В то же время Полен предельно внимательно относился к облику своих предметов. Ему недостаточно было просто проектировать удобную мебель: он стремился сделать ее яркой и жизнеутверждающей. “Кресло должно быть не просто функциональным, — считал он. — Оно должно быть дружелюбным, забавным и цветным”. Смелая футуристическая эстетика вещей Полена определила их популярность: они были одинаково любимы продвинутыми политиками, редакторами глянцевых журналов и голливудскими кинорежиссерами.
3. Низкие сиденья для комфортной жизни молодого поколения
Запоминающийся внешний вид — не единственный источник привлекательности мебели по дизайну Полена. Ее особенность была в том, что она говорила на языке нового поколения и легко вписывалась в образ жизни молодежи 1960-х годов. Большинство кресел и диванов Полена сделаны в соответствии с модернистской концепцией low living и дают возможность для неформального общения и расслабления.
Низкий волнообразный диван ABCD (1968) подходит для дружной компании друзей, но не для чопорного чаепития, эргономичные кресла Tongue (1967) фактически вообще лишены ножек, в круглых креслах Mushroom (1959) и вовсе можно устроиться, задрав ноги к потолку, как предлагает сделать обложка голландского журнала Revue 1965 года.
В этих ярких, нестандартных предметах обстановки все говорит о том, что они были задуманы для людей. Даже проектируя скамейки Dos à Dos для общественных зон в Лурве и осознавая, что на эти предметы посетители главного французского музея присядут всего на несколько минут, Полен предусмотрел комфортные комбинации как для общения, так и для уединения.
4. Тотальная отделка текстилем подходит как для мебели, так и для интерьеров
Пьер Полен получил известность как предметный дизайнер, но был еще и талантливым декоратором. Помимо известных проектов для французских президентов — Жоржа Помпиду (1969) и Франсуа Миттерана (1984), он оформил интерьеры нескольких собственных домов и квартир, а также другие частные и общественные пространства.
Особенность подхода Полена была в пристрастии к текстилю и смелым сочетаниям фактур. Ему было недостаточно нарядить в стретчевые трикотажные “чулки” кресла и диваны — этот же метод он использовал и при оформлении целых квартир. Ковры, переходящие с пола на стены, футуристичные стеновые и потолочные панели, обитые фактурной тканью, делают его комнаты похожими на уютные шкатулки. Благодаря смелым современным цветам и авангардным формам эти пространства вовсе не выглядят душными и традиционными, хотя техника отделки стен текстилем — одна из древнейших в Европе.
5. Модули и системы — будущее мебельного дизайна
Еще одна сторона творчества Полена, которая остается во многом недооцененной, — его эксперименты с модульной и системной мебелью. Не переставая адаптировать свой дизайн к меняющимся условиям жизни, Полен задумался о том, чтобы создать мебель, использование которой не ограничивалось бы какой-то конкретной комнатой. Так он разработал мебельные системы, позволяющие пользователю самому стать архитектором своего пространства.
При жизни дизайнера этот проект, задуманный в 1972 году для бренда Herman Miller, не был воплощен, но в 2014 году Louis Vuitton подготовил к выставке на Design Miami сразу несколько модульных предметов по дизайну Полена. В их числе — фантастический гибрид дивана и ковра Tapis-Siege, диван-конструктор Dune и “бесконечный” стеллаж с ячейками U-образной формы Bibliothèque U. Все это не просто структурно продуманные многофункциональные элементы интерьера, но и просто яркие и жизнерадостные вещи, которые дизайнер с удовольствием использовал и в собственных интерьерах.