Инженер-химик Джулио Кастелли основал компанию в 1949 году и начал производить небольшие бытовые предметы из пластика, а первым дизайнером Kartell стала его жена Анна Кастелли-Феррьери. Тот материал, из которого выпускались совки, тазики, ведра, емкости для хранения столовых приборов и средств для мытья посуды, был далек от современной пластмассы — он был грубым и не очень прочным. Но после нескольких лет опытов Джулио удалось получить новый полимер, который оказался прочнее, устойчивее к повреждениям, переносил перепады температур и подходил для изготовления более крупных и сложных предметов.
Джулио Кастелли оказался в правильное время в правильном месте: в 1960-е годы в моду входили новые искусственные материалы, и мебель из пластика быстро стала популярной. Она была практичной, легкой, прочной, доступной и яркой. Однако в площадку для дизайнерских экспериментов Kartell превратилась в конце 1980-х годов, когда управление компанией перешло к Клаудио Лути, зятю Кастелли. Это он привлек к работе Джо Коломбо, Рона Арада, Пьеро Лиссони, Микеле де Лукки и многих других.
Еще один поворотный момент в истории Kartell — это появление прозрачного поликарбоната и сотрудничество с Филиппом Старком, который подарил миру прозрачный стул Louis Ghost, ставший символом марки, а также самой популярной и копируемой моделью. Старк также придумал стул La Marie, который принес Kartell награду Compasso d’Oro.
Казалось бы, компания, которая подарила миру доступный дизайн и множество культовых предметов, может спокойно почивать на лаврах, но нет, Kartell постоянно экспериментирует: то выпустит сумки, то обувь, то диффузеры и ароматические свечи или стул, спроектированный с помощью искусственного интеллекта. В 1999 году к пятидесятилетию марки в пригороде Милана открылся музей Kartell.
Вслед за компанией юбилеи отмечают и ее знаковые предметы, которые к дням рождения радикально преображаются. Например, к десятилетию настольной лампы Bougie по дизайну Ферруччо Лавиани четырнадцать дизайнеров выпустили свои версии этого светильника. А пятидесятилетие тумбочек Componibili, придуманных Анной Кастелли-Феррьери, отметили, разукрасив их самым необычным образом.
Несмотря на то что пластик позволял сделать многое, кресло 4801, спроектированное Джо Коломбо в 1965 году, оказалось таким сложным, что его смогли произвести из пластмассы только в 2012 году. А первые версии были выпущены из фанеры. Долгое время это кресло было единственным предметом из дерева в ассортименте Kartell.
Но в 2019-м к ним добавилась коллекция Smart Wood по дизайну Филиппа Старка. И если раньше компания считала, что спасает лес, потому не расходует его, то теперь она следует мировым тенденциям и старается использовать экологичные материалы.
Так, тумбочки Componibili перевыпустили из биопластика. Его научилась производить компания Bio-on: новый материал получают из переработанных с помощью специальных бактерий отходов. Экологичная версия названа CL, в честь президента компании Клаудио Лути, который за сорок лет превратил Kartell в объект культа.
Интересные факты о компании:
1. Полку Bookworm Рона Арада Клаудио Лути заприметил на выставке Salone del Mobile в 1993 году. Она была сделала из стали. Предложив выпустить полку из пластика, Kartell превратили ее в хит продаж.
2. Кресло Cara по дизайну Филиппа Старка — это дань уважения венецианцу Джузеппе Чиприани и его бару Harry’s Bar, где стояли похожие кресла. Бар знаменит тем, что в него захаживали Эрнест Хемингуэй и Орсон Уэлс, а еще Harry’s Bar — это место рождения коктейля Bellini.
3. A.I. — первый стул, спроектированный с участием искусственного интеллекта. Формально автором стула считается дизайнер Филипп Старк: он задал компьютеру определенные параметры, одним из которых было использование наименьшего количества пластика.
Предметы Kartell в интерьерах
Фото: архив пресс-службы