#ADVivaItalia: как Kartell сделал дизайн достоянием миллионов людей

В 2019 году Kartell исполнилось семьдесят лет. Несмотря на солидный возраст, компания по-прежнему молода душой и с энтузиазмом экспериментирует с новыми материалами.
ADVivaItalia как Kartell сделал дизайн достоянием миллионов людей

Инженер-химик Джулио Кастелли основал компанию в 1949 году и начал производить небольшие бытовые предметы из пластика, а первым дизайнером Kartell стала его жена Анна Кастелли-Феррьери. Тот материал, из которого выпускались совки, тазики, ведра, емкости для хранения столовых приборов и средств для мытья посуды, был далек от современной пластмассы — он был грубым и не очень прочным. Но после нескольких лет опытов Джулио удалось получить новый полимер, который оказался прочнее, устойчивее к повреждениям, переносил перепады температур и подходил для изготовления более крупных и сложных предметов.

Анна Кастелли-Феррьери и Джулио Кастелли.

Джулио Кастелли оказался в правильное время в правильном месте: в 1960-е годы в моду входили новые искусственные материалы, и мебель из пластика быстро стала популярной. Она была практичной, легкой, прочной, доступной и яркой. Однако в площадку для дизайнерских экспериментов Kartell превратилась в конце 1980-х годов, когда управление компанией перешло к Клаудио Лути, зятю Кастелли. Это он привлек к работе Джо Коломбо, Рона Арада, Пьеро Лиссони, Микеле де Лукки и многих других.

Первый стул из пластика, дизайнеры Марко Дзанузо и Ричард Сеппер, 1964 год.

Еще один поворотный момент в истории Kartell — это появление прозрачного поликарбоната и сотрудничество с Филиппом Старком, который подарил миру прозрачный стул Louis Ghost, ставший символом марки, а также самой популярной и копируемой моделью. Старк также придумал стул La Marie, который принес Kartell награду Compasso d’Oro.

Стул Louis Ghost по проекту Филиппа Старка.

Казалось бы, компания, которая подарила миру доступный дизайн и множество культовых предметов, может спокойно почивать на лаврах, но нет, Kartell постоянно экспериментирует: то выпустит сумки, то обувь, то диффузеры и ароматические свечи или стул, спроектированный с помощью искусственного интеллекта. В 1999 году к пятидесятилетию марки в пригороде Милана открылся музей Kartell.

Стул Matrix, дизайн которого придумал Токудзин Ёсиока.

Вслед за компанией юбилеи отмечают и ее знаковые предметы, которые к дням рождения радикально преображаются. Например, к десятилетию настольной лампы Bougie по дизайну Ферруччо Лавиани четырнадцать дизайнеров выпустили свои версии этого светильника. А пятидесятилетие тумбочек Componibili, придуманных Анной Кастелли-Феррьери, отметили, разукрасив их самым необычным образом.

Анна Кастелли-Феррьери со своим детищем в витрине MoMA, 1969 год.

Дизайнеры раскрасили тумбочки Componibili в честь их пятидесятилетия.

Несмотря на то что пластик позволял сделать многое, кресло 4801, спроектированное Джо Коломбо в 1965 году, оказалось таким сложным, что его смогли произвести из пластмассы только в 2012 году. А первые версии были выпущены из фанеры. Долгое время это кресло было единственным предметом из дерева в ассортименте Kartell.

Кресло 4801 по проекту Джо Коломбо, 1965 год.

Кресло 4801 по проекту Джо Коломбо, 1965 год.

Кресло 4801, перевыпущенное в 2012 году.

Кресло 4801, перевыпущенное в 2012 году.

Но в 2019-м к ним добавилась коллекция Smart Wood по дизайну Филиппа Старка. И если раньше компания считала, что спасает лес, потому не расходует его, то теперь она следует мировым тенденциям и старается использовать экологичные материалы.

Предметы из коллекции Smart Wood.

Так, тумбочки Componibili перевыпустили из биопластика. Его научилась производить компания Bio-on: новый материал получают из переработанных с помощью специальных бактерий отходов. Экологичная версия названа CL, в честь президента компании Клаудио Лути, который за сорок лет превратил Kartell в объект культа.

Клаудио Лути, президент компании Kartell с 1988 года.

Интересные факты о компании:

1. Полку Bookworm Рона Арада Клаудио Лути заприметил на выставке Salone del Mobile в 1993 году. Она была сделала из стали. Предложив выпустить полку из пластика, Kartell превратили ее в хит продаж.

Полка Bookworm в каталоге 1995 года.

2. Кресло Cara по дизайну Филиппа Старка — это дань уважения венецианцу Джузеппе Чиприани и его бару Harry’s Bar, где стояли похожие кресла. Бар знаменит тем, что в него захаживали Эрнест Хемингуэй и Орсон Уэлс, а еще Harry’s Bar — это место рождения коктейля Bellini.

Кресло Cara по дизайну Филиппа Старка.

Кресло Cara по дизайну Филиппа Старка.

3. A.I. — первый стул, спроектированный с участием искусственного интеллекта. Формально автором стула считается дизайнер Филипп Старк: он задал компьютеру определенные параметры, одним из которых было использование наименьшего количества пластика.

Стул A.I., спроектированный с участием искусственного интеллекта.

Стул A.I., спроектированный с участием искусственного интеллекта.

Стул A.I., спроектированный с участием искусственного интеллекта.

Предметы Kartell в интерьерах

Квартира в высотке на Котельнической набережной

Кухня. Стулья, Kartell. Фото: Сергей Красюк. Стилист: Наталья Онуфрейчук.

Квартира в Москве по проекту Ксении Пономаревой

Детская. Прикроватный столик, Kartell. Фото: Андрей Сорокин.

Квартира в Екатеринбурге по проекту дизайнера Светланы Басаргиной

Фрагмент спальни. Кресло, Kartell. Фото: Михаил Поморцев. Стилист: Ирина Чертихина.

Квартира в Краснодаре по проекту Алисы Свистуновой

Фрагмент кабинета. Стул, Kartell. Фото: Михаил Чекалов.

Квартира в московском доходном доме по проекту Ольги Тищенко

Кабинет. Стремянка, Kartell. Фото: Евгений Кулибаба. Стилисты: Елена Середа и Алена Буканова.

Квартира по проекту Елены Симкиной

На противоположной стене висит пластиковое зеркало, Kartell, фоном для которого служит зеркальное полотно во всю стену. Фото: Сергей Красюк. Стилист: Дарья Соболева.

Квартира в Новой Москве по проекту Катерины Сизовой

Стулья Masters Chair по дизайну Филиппа Старка, Kartell. Фото: Евгений Кулибаба.

Фото: архив пресс-службы