Новые формы эклектики: все о стиле Japandi

Истоки и характеристики интерьерного стиля, который придется по сердцу поклонникам скандинавского и японского дизайна.
Japandi

В англоязычном словаре декораторов появился новый термин, который емко определяет лаконичную эклектику с японскими и скандинавскими элементами. Стиль Japandi (слово образовано от Scandi и Japan) объединил наследие двух очень разных культур и продемонстрировал их эстетическое родство.

Япония всегда занимала особое место в сердцах европейцев и американцев. Аскетизм, рациональность и философия ваби-саби, напрямую связанные с дзен-буддизмом, уже в XIX веке восхищали дизайнеров и архитекторов, уставших от избыточной декоративности своего времени. Британский мастер по металлу Кристофер Дрессер вернулся из поездки в Японию в 1876 году новым человеком: знакомство с японской ремесленной традицией вдохновило его на создание по-настоящему авангардных предметов. Его металлические чайники и сервизы выглядят так, словно разработаны в эпоху Баухауса, а не при королеве Виктории.

Отель Imperial Hotel в Токио, дизайн которого частично разрабатывал Фрэнк Ллойд Райт.

Hollyhock House Фрэнка Ллойда Райта.

С приходом модернизма интерес к японскому ремеслу и архитектуре заметно вырос. Дизайнеры больше не практиковали колониальный подход, который предполагал имитацию и копирование декоративных мотивов — они вдумчиво адаптировали достижения японской культуры, оказавшиеся весьма кстати в сдержанных функциональных интерьерах XX века. Решетчатыми архитектурными структурами, характерными для японского традиционного жилища, вдохновлялся Фрэнк Ллойд Райт. Эйлин Грей училась лаковому искусству у мастера Сейзо Сугавары. Шарлотта Перриан и вовсе прожила в Японии несколько лет и существенно обогатила там свою творческую палитру.

Шезлонг Tokyo Outdoor Шарлотты Перриан.

Стул из коллекции мебели Japan Series Финна Юля.

Часть коллекции мебели Japan Series Финна Юля.

Любопытных адаптаций японской декоративной культуры немало и в работах скандинавских дизайнеров XX века. Складной табурет Folding Stool Поуля Кьерхольма и светильники Paper Кааре Клинта выполнены по мотивам техники оригами, а коллекция минималистской мебели Japan Series Финна Юля дает одну из самых удачных модернистских трактовок японского стиля. Финский дизайнер Кай Франк привез из поездки в Японию (1956) идеи для функциональной, но поэтичной посуды из стекла и керамики.

Светильники Le Klint 375 Кааре Клинта.

Светильник Le Klint 101 Кааре Клинта.

Интерес к японской архитектурной традиции сыграл большую роль в формировании гуманистического северного модернизма. Многие скандинавские архитекторы находились под впечатлением от дома для чайной церемонии, установленного в 1935 году во дворе Этнографического музея Стокгольма. Это был редкий образец аутентичной японской архитектуры: домик был построен в Токио местным мастером Тсуге Сокеи и перевезен в Швецию.

Folding Stool Поуля Кьерхольма.

Folding Stool Поуля Кьерхольма.

Примерно в то же время японской архитектурой увлекся Алвар Аалто: его особенно поразила книга важного японского архитектора Тетсуро Йошида “Японский дом”, изданная на немецком языке в 1935 году. Исследователи считают, что Аалто посещал чайный домик в Стокгольме и во многом ориентировался на японскую эстетику, проектируя знаменитую виллу Майреа, работа над которой была закончена в 1939 году.

Лондонский магазин Pantechnicon, интерьер которого сочетает японскую и скандинавскую культуры.

Лондонский магазин Pantechnicon, интерьер которого сочетает японскую и скандинавскую культуры.

“Существует цивилизация, которая даже на стадии ремесленного труда демонстрирует бесконечную чувствительность и такт в отношении индивидуума и его нужд, — писал Аалто. — Я имею в виду японскую культуру, которая при всей ограниченности в средствах и материалах выработала виртуозное умение создавать вариативные решения. Ее любовь к цветам, растениям и природным объектам уникальна. Контакт с природой и наблюдение за ее непрерывными переменами — подход, который не укладывается в строгую концепцию формализма”. Точно так же и архитектура самого Аалто — с обилием дерева, природных мотивов и органических форм — вышла за рамки сухого рационализма 1930-х годов и стала одной из самых человечных и живых версий модернизма.

Лондонский магазин Pantechnicon, интерьер которого сочетает японскую и скандинавскую культуры.

Лондонский магазин Pantechnicon, интерьер которого сочетает японскую и скандинавскую культуры.

Современный скандинавский стиль — широкая трактовка нордического модернизма — концептуально связан с японской эстетикой именно благодаря тому, что тоже отдает приоритетную роль человеку и его естественным потребностям. Важной общей чертой стала любовь к натуральным материалам и, в частности, к дереву, которого так много и в традиционных северных интерьерах, и в японских домах. Здравый смысл и стремление к порядку органично сочетаются в интерьерах Japandi с уважительным отношением к ручному труду. Именно ремесленные объекты, а также домашние растения или сухоцветы служат главными украшениями дома.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Тесная связь между японским и скандинавским интерьерными стилями не нова, но именно в последние годы дизайнеры уделяют особое внимание этому гармоничному дуэту. Одним из важных элементов современного Japandi является палитра, в которой светлое натуральное дерево выступает в паре с ровными белыми поверхностями. Так, в копенгагенском ресторане Izumi дизайнеры из студии Pan-Projects и бюро Mok Architects соединили деревянные решетчатые перегородки, белые стены и панели из полупрозрачного поликарбоната, похожего на рисовую бумагу. В аналогичной цветовой гамме оформлен подчеркнуто “нормальный” шведский дом от Norm Architects: здесь много деревянных планок, гардины из однотонного белого льна, добротная скандинавская мебель японского бренда Karimoku Case Study и светильники из бумаги васи от старинной мануфактуры Kojima Shouten.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Гладкости полированного дерева интерьеры Japandi противопоставляют неровные поверхности в стиле ваби-саби: это может быть фактурный камень на полу, “неаккуратно” глазурованная керамика в технике раку, инсталляция из выброшенной на берег коряги или рукотворный табурет из массива дерева. Простота форм и отсутствие ярких цветов служат прекрасным фоном для классики скандинавского дизайна. Так, калифорнийский лофт по дизайну студии OWIU украшают кресла Алвара Аалто и стулья Ханса Вегнера, в доме музыканта Уоррена Фландеса внутренний двор, созданный по традициям японской архитектуры, соседствует с мебелью Эаро Сааринена и другими иконами модернизма. Не обходится и без универсальных во всех отношениях светильниках Исаму Ногучи, которые дают мягкий свет и всегда выглядят логично в модернистском контексте.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Ресторан Izumi Charlottenlund в Копенгагене в скандинавско-японском стиле.

Фото: Архив пресс-службы.