Москва другими глазами: архитектурный маршрут для прогулок

Москва настолько большая, что можно каждый день открывать для себя новые места. И даже привычные здания могут показаться совсем другими, если узнать их историю, рассмотреть детали на фасаде, зайти в подъезды и дворы.
Москва другими глазами архитектурный маршрут для прогулок

Предлагаем провести майские выходные в столице и взглянуть на город другими глазами.

Пункт А — доходный дом братьев Грибовых

Наш маршрут начинается от дома по адресу ул. Чаплыгина, 1а. На картах здание отмечается как Московский театр О. Табакова, но интересно оно не этим. В 1911 году это сооружение построил архитектор Г. А. Гельрих, первыми владельцами стали фабриканты братья Грибовы, которым принадлежал торговый дом “Н. Ф. Грибов и сыновья”, а также фабрика по производству бумажных, шелковых и суконных товаров.

Фото: pastvu.com; автор Д. Сухов; источник: ГМИА им. А. В. Щусева.

pastvu.com; автор Д. Сухов; источник: ГМИА им. А.В.Щусева.

Среди жильцов дома были и ученые, и писатели, и медики, и архитекторы. Например, здесь у своей жены Екатерины Павловны останавливался Максим Горький, приезжая в Москву в 1915–1929 годах. Здесь же в 1920 году он встречался с В. И. Лениным. А в квартире № 37 жил академик С. А. Чаплыгин, в честь которого была названа улица.

Фото: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Places Of Moscow.

Эрик Шахназарян

Подъезд дома прекрасно сохранился, поэтому можно рассмотреть лепнины, кованые перила, пройтись по ступеням, по которым ходили великие.

Фото: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Places Of Moscow.

Эрик Шахназарян

Фото: Эрик Шахназарян. Проект Hidden Places Of Moscow.

Эрик Шахназарян

Пункт B — доходный дом А. И. Виноградовой

Уверены, что вы ходили здесь сотни раз, но ни разу не были внутри. Это здание, построенное по проекту архитекторов Бадера и Михайлова в 1888–1889 годах, скрывает за чуть обветшалым фасадом множество исторических деталей. Загляните внутрь, чтобы увидеть их своими глазами.

Пункт C — Зал Чайковского

Обратите внимание на Зал Чайковского, бывший Театр Мейерхольда. Это постройка архитектора Дмитрия Чечулина — у здания венецианская стена, огромная колоннада и потрясающий портик. В Москве такие приемы использовали нечасто. А изначально здание должно было быть еще более монументальным — с угловой башней, украшенной статуей Маяковского. Однако в 1937 году Мейерхольда репрессировали, решили строить не театр, а концертный зал и достраивали его по упрощенной схеме.

Софья Карпенко

Концертный зал им. П. И. Чайковского, 1960.

pastvu.com; автор: Carl Mydans.
Софья Карпенко

Пункт D — особняк Шехтеля

В районе Патриарших много зданий, построенных архитектором Федором Шехтелем. Там, на Садовой, стоит его собственный дом, в котором он вместе с семьей прожил восемь лет. Особняк был построен в 1910 году всего за три месяца, в нем часто собиралась творческая интеллигенция, часто же бывали и гости сына Льва Жегина. В разное время усадьбу посещали Павел Флоренский, Наталья Гончарова, Владимир Маяковский.

Это здание — полная противоположность готическому особняку в Ермолаевском переулке, построенному в 1896 году. Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит лаконично, сдержанно и даже строго.

pastvu.com; источник: "Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве", М., 2010.

Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой, 1980–1990.

Источник: "Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве", М., 2010.

Пункт E — особняк П. П. Смирнова

В самом центре Москвы, на Тверском бульваре, находится один из самых ярких примеров русского модерна. Этот особняк строился для красивой жизни, множество раз реконструировался, но настоящую славу приобрел в 1900 году после покупки дома наследником водочных магнатов П. П. Смирновым и реконструкции по проекту Федора Шехтеля.

Приблизительно 1977–1979. Фото: pastvu.com. Источник: архив ЦИГИ.

Шехтель реконструировал особняк пять лет. Перевоплотившийся из стиля ампир в стиль модерн, он стал главным украшением бульвара и выделялся на фоне окружающей застройки. В особняке, напоминающем замок, четыре этажа, а не два, как кажется. Первый стал подвалом из-за естественного повышения культурного слоя, на втором расположился балкон, похожий на корабль и украшенный оригинальной кованой решеткой, а четвертый заняла мансарда, спрятанная за картушем с монограммой владельца.

Тверской бульвар, приблизительно 1975–1980.

pastvu.com; источник: Справочник "Вся Москва" 1990.

Вид на особняк, приблизительно 1950–1960.

pastvu.com

Балкон, приблизительно 1985–1987.

pastvu.com; автор: И. Пальмин; Источник: Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

В роскошных интерьерах восьми парадных помещений, собранных в анфиладу с цикличным движением, проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием Рахманинова и Шаляпина, пышно отмечались события. Мы собрали лучшие снимки комнат и вестибюля в нашем материале.

Вид на особняк, 2018.

Ольга Мелекесцева
Ольга Мелекесцева
Ольга Мелекесцева
Ольга Мелекесцева
Ольга Мелекесцева

Пункт F — Центральный дом архитектора

Неподалеку, в Гранатном переулке, находится Дом архитектора. Это своеобразный ансамбль, состоящий из памятников нескольких эпох. Первым был особняк в псевдоготическом стиле, построенный в 1896 году по проекту архитектора Адольфа Эрихсона, создавшего огромное количество знаковых московских построек, например здание ресторана “Прага” или торговый дом И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту.

Софья Карпенко

Приблизительно 1975–1979. Фото: pastvu.com; источник: архив ЦИГИ.

pastvu.com; источник: Архив ЦИГИ

Приблизительно 1975–1979. Фото: pastvu.com; источник: архив ЦИГИ.

pastvu.com; источник: Архив ЦИГИ

“После того как сооружение перешло во владение Союза московских архитекторов, в 1938–1941 годах к нему пристроили здание со зрительным залом и рестораном по проекту архитекторов Бурова, Власова и Мержанова. Фасад с тремя арочными порталами, облицованный красной керамической плиткой и украшенный светло-серым мрамором и золотой смальтой, вдохновлен фреской итальянского художника Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, на которой изображено похожее по архитектуре строение. А в 1975 году появилось новое здание в совершенно ином стиле, но тем не менее гармонирующее с остальными”, — рассказывает про Дом архитектора Борис Уборевич-Боровский.

Приблизительно 1940–1941.

pastvu.com; источник: Культура РФ.

Приблизительно 1980–1983.

pastvu.com; источник: Книга Буров А.К. изд. Стройиздат.

Пункт G — дом Наркомфина

Этим летом планируют завершить реконструкцию дома работников Наркомфина. Отличный повод посмотреть во время прогулки легендарный памятник конструктивизма, задуманный как дом — мечта о социалистическом общежитии.

Getty Images

Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга — это экспериментальный проект, целью которого было достижение максимально эффективного использования жилого пространства при сохранении его комфортности. Было разработано несколько типов квартир-ячеек, названных буквами от A до F.

Архитектор Моисей Гинзбург на строительной площадке дома Наркомфина. Фото: pastvu.com; автор: В. Г. Грюнталь.

pastvu.com; автор: В.Г. Грюнталь.

Здесь были трехкомнатные квартиры, где жили архаические большие семьи, и у них были даже кухни с ванными. В верхних этажах с однокомнатными квартирами вместо кухни был кухонный элемент — шкаф с плитой, рядом с которым стоял ванный элемент — душ, на момент пользования закрывавшийся шторкой. На последнем этаже, где жили приближенные к наркому одинокие молодые сотрудники, предполагалось по одному кухонному и ванному элементу на две квартиры.

Коммунальный блок дома Наркомфина. Там была столовая, кухня, прачечная, детский сад, на крыше была устроена терраса для прогулок. Фото: pastvu.com.

К жилому корпусу примыкал общественный, где Гинзбург предусмотрел большую столовую и множество помещений кружкового свойства. Дома готовить было не надо, так как Ленин лично поставил задачу борьбы с мелким домашним хозяйством. На крыше дома архитектор сделал общественный солярий, но главное — расположил там индивидуальную виллу наркома, почти современный пентхаус.

Приблизительно 1965–1977. Фото: pastvu.com; автор: Anatole Kopp.

pastvu.com; автор: Anatole Kopp.

Замыслы были грандиозны, но специфика советской жизни внесла свои коррективы. Первое время жильцы предпочитали брать еду из столовой в свою жилячейку (как назывались квартиры), а потом большинство перешло на самостоятельное приготовление пищи на своем кухонном элементе. Солярий тоже не прижился, потому что загорать на виду у наркома было неловко. Общественную пристройку отсекли от дома, там расположилась посторонняя контора. Получился обычный советский дом, разве что без кухонь и ванн.

Приблизительно 1930-е.

pastvu.com; фото из архивов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Первоначально дом стоял на ножках, но в конце 30-х пространство между ними застроили и на образовавшиеся площади тоже поселили товарищей.

Дом Наркомфина. Пентхаус наркома Милютина. Приблизительно 1930–1940.

pastvu.com

Дом Наркомфина. Пентхаус наркома Милютина. Приблизительно 1930–1940. Фото: pastvu.com.

pastvu.com

Фото: pastvu.com; Эрик Шахназарян