Луис Барраган родился в 1902 году в мексиканском городе Гвадалахара. Он вырос в богатой консервативной семье: был страстным наездником, обожал лошадей и уже ребенком стал замечать красивую игру теней и то, как менялись цвета на закате.
Луис изучал инженерные науки, а после студенчества отправился в путешествие по Европе в поисках вдохновения. Но все равно вернулся в родную Мексику и все свои легендарные сооружения построил именно там.
В первое время Луис вместе со своим братом занимался в Гвадалахаре проектированием жилых домов для богатых семей, за счет чего получил известность в городе. А спустя пару лет переехал в столицу в поисках лучшей работы.
Стиль Баррагана формировался под влиянием и Ле Корбюзье, и мексиканской живописи, и марокканской архитектуры, и даже религии. От легендарного Корбюзье Луис перенял лаконизм линий, от художников — яркие цвета, от строителей — выразительную силу простой цементной стены и любовь к дворам-колодцам. А католицизм научил Луиса самоотречению — большинство его зданий были окружены безликими фасадами, которые охраняли скромные, но одновременно роскошные интерьеры.
Барраган не любил окна, что разительно отличало его работы от архитектуры Корбюзье, который ввел моду на ленточное остекление. Луис считал, что в мексиканском жарком климате они вовсе не нужны, но те немногочисленные он располагал в точно выверенных местах. Он воспринимал их как произведение искусства, своеобразную картину, хотя на первый взгляд кажется, что миниатюрные окна врезаны в стены абсолютно хаотично. Например, в его собственном доме они расположены таким образом, что густые ветки деревьев упираются в них, создавая впечатление, что находишься в саду. Барраган вообще считал, что архитекторы должны превращать “дома в сады и сады в дома”.
“Я верю, что любое произведение искусства достигает совершенства, если передает ощущение тишины, радости и спокойствия”, — говорил Барраган. А еще он утверждал, что в каждом доме также должны быть вера, миф, красота, одиночество, наслаждение, смерть, сад и вода. Несмотря на то что большинство из этих понятий абстрактные, Луис нашел каждому из них зримое воплощение.
В 1980 году Луис Барраган стал вторым в истории лауреатом Притцкеровской премии, то есть официально признанным гением.
Проекты Луиса Баррагана
Дом Луиса Баррагана — образец модернистcкой архитектуры и минимализма. В нем архитектор жил вплоть до своей смерти, а затем здание было превращено в музей и получило статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Бетонное двухэтажное сооружение построено в мексиканском стиле: шероховатые стены фасада по цвету и структуре напоминают стены соседних построек. Но безликий фасад скрывает настоящий оазис — с роскошным садом и яркими цветами.
Заходя в дом, гости попадают в залитую ярко-розовым светом прихожую — кажется, что она вся выкрашена в этот цвет, хотя на самом деле часть стен белая. А над лестницей висит желтый холст — тоже иллюзия: она создает ощущение, что это окно, в котором всегда солнечно.
Каждое пространство имеет свою запоминающуюся деталь: либо окно необычной формы, либо скульптура, либо цвет стен. Кроме того, Барраган много внимания уделял работе со светом. Практически везде он естественный либо рассеянный из небольших настольных ламп — верхний свет есть лишь в одном помещении, да и то потому что лампа была подарена его другом.
Дом, который Барраган построил для Антонио Галвеса, — квинтэссенция его архитектурного стиля. Вход обозначен розовым цветом, настолько ярким и резким, что во всем здании даже на белых стенах лежат розовые тени. Композиция дома проста и напоминает марокканский риад: глухие стены, скупо обставленные комнаты, все “собирается” вокруг небольшого патио с бассейном. Функциональной пользы от него нет, но ведь вода обязательно должна быть в каждом доме — это то место, где можно отдохнуть и поразмышлять о жизни.
На снимках кажется, что весь дом — это огромное медитативное место. Но пустота и тишина царили здесь только на фотографиях — у Галвеса было семеро детей, и архитектор это учитывал. А еще говорил, что дом делают Домом люди.
В 1957 году был основан город-спутник Мехико — Сьюдад-Сателите, и мексиканский градостроитель Марио Пани предложил Баррагану спроектировать своеобразный символ входа в новый город. Архитектор пригласил к участию в проекте своих друзей: скульптора Матиаса Герица и художника Хесуса Рейеса Феррейру. Результатом стала масштабная инсталляция в виде разноцветных башен (самая высокая достигала 52 м, самая низкая — 30 м).
Дом Жиларди Луис Барраган спроектировал для владельцев рекламного агентства Панчо Жиларди и Мартина Луке. Здание задумывалось не только как жилье, но и как помещения для работы, поэтому было разделено на две зоны. Основную часть отделяет внутренний дворик со старым деревом жакарандой, которое росло тут еще до строительства. Как и во многих проектах, цвет играет здесь важную роль, а смелые оттенки вдохновлены картинами художника Хесуса Рейеса Феррейры.
Фото: Spencer Wells, Christian Schaulin, Йоханнес Мюллер; Mauritius images / Alamy Stock Photo; Getty Images; архив прес-службы