laureaty-pritckerovskoj-premii-1979-2017
Архитектура

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017

1 марта 2017 года лауреатами Притцкеровской премии стали сразу три архитектора – основатели каталонского бюро RCR Arquitetctes Рафаэль Аранда, Кармен Пихем и Рамон Вильальта. Спешим рассказать о том, кто они, потому что до момента объявления лауреатов это бюро появлялось в медийном поле крайне редко, и, можно сказать, что практически никогда.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Рафаэль Аранда, Кармен Пихем и Рамон Вилальта вместе уже очень давно – с тех пор, как они закончили Школу Архитектуры в каталонском городе Вальесе. Спустя год, в 1988, они создали собственное бюро RCR Arquitectes в их родном городе Олоте, и сразу же выиграли архитектурный конкурс, организованный испанским правительством.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 1

Практически все проекты этого бюро построены в Каталонии, и лишь совсем недавно они начали выходить за границы Испании и создавать проекты в других странах Европы. Например, в 2014 году был открыт музей знаменитого французского художника-абстракциониста Пьера Сулажа во французском Родезе – редкий случай, когда современный художник еще при жизни получает собственный музей. Несмотря на то, что постройки RCR Arquitectes чаще можно увидеть на территории Каталонии, Аранда, Пихем и Вилальта постоянно участвуют в международных выставках и Венецианских архитектурных биеннале, начиная с 2000 года. Кроме того, на их счету множество архитектурных премией разного уровня.

Выбор лауреата Притцкеровской премии всегда обоснован уникальным подходом архитектора к своей работе. В этом году впервые премию получает трио архитекторов, и это подтверждает то, что один из главных принципов их работы – это тесное взаимодействие.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 2
Ресторан Les Cols в Олоте, 2011

Аранда, Пихем и Вилальта также подчеркивают свое трепетное отношение к тому месту, где будет построен объект. «Мы привыкли «прочитывать» место, потому что оно говорит с нами на собственном алфавите, придуманном специального для этого места и нас», – рассказывает Кармен Пихем.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 3
Жилой дом в Олоте, Испания

Кроме того, RCR Arquitectes строят творческий процесс с опорой на природу: «Мы любим говорить с природой. И верим в то, что архитектура способна «передавать» в себе саму природу». Каталонские архитекторы завоевали сердца жюри еще и тем, что всегда выбирают натуральные материалы и делают «максимум из минимума средств».

Жюри Притцкеровской премии особо отметило «взвешенный и продуманный подход к архитектуре» каталонского бюро. «Все их проекты имеют сильнейшую привязанность к месту и его чуткое понимание. Эта связь происходит из осмысления история, естественной топографии, культуры и обычаев и помимо всего прочего – наблюдения и экспериментов со светом, тенью, цветами и временами года. Выбор материалов, расположение зданий, их геометрия – все это тщательно продумывается, для того чтобы выделить естественную среду и встроить в нее здание».

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 4
Музей Пьера Сулажа в Родезе, Франция, 2014

Последние несколько лет жюри Притцкеровской премии продолжает привлекать внимание архитектурного мира к глобальным проблемам. В прошлом году это был Алехандро Аравена, пионер социального жилья в Чили. Выбор этого кандидата был обоснован жюри его социально ответственным подходом к архитектуре. Так же, как и в работах Аравены, в архитектуре каталонского трио жюри больше всего ценит «продуманность» и истинное «служение обществу».

Легкоатлетический стадион Tossols-Basil в Олоте, провинция Жирона, Испания, 2002

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 5
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 6

Винодельня Bell–Lloc в Паламосе, провинция Жирона, Испания, 2007

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 7
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 8

Общественный центр и библиотека в Барселоне, 2007

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 9
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 10

Детский сад в Бесалу, провинция Жирона, Испания, 2010

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 11
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 12

Публичное пространство и театр La Lira в Риполе, провинция Жирона, Испания, 2011

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 13
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 14

Ресторан Les Cols в Олоте, 2011

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 15
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 16

Музей Пьера Сулажа в Родезе, Франция, 2014

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 17
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 18

Текст: Софья Карпенко

В 2016 году лауреатом Притцкеровской премии стал чилийский архитектор Алехандро Аравена, обладатель "Серебряного льва" 11-й Венецианской архитектурной биеннале и ряда других престижных наград. Жюри премии оценило приверженность борьбе с глобальным жилищным кризисом и решения архитектора по улучшению городской среды.

Алехандро Аравена родился 22 июня 1967 года в Сантьяго. Архитектурное образование он получил в Католическом Университете Чили, а затем обучался в Венецианском институте архитектуры и Венецианской академии изящных искусств. Еще в студенческие годы Аравена принял участие в конкурсе на Венецианский приз 5-й Международной архитектурной выставки Венецианской биеннале, а в этом году будет ее куратором.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 19
Инновационный центр в Чили, 2014.

С 2000-2005 гг. архитектор преподавал в Гарвардском университете. Там он познакомился с инженером Андреа Якобелли, с которым в 2001 году основали Elemental – лабораторию дел (do tank), а не просто идей (think tank). Компания занимается строительством социального жилья, общественных пространств, инфраструктуры. Жюри премии считает, что от других Алехандро Аравену отличает его интерес к строительству доступного жилья. Архитектор со своей командой спроектировало порядка 2500 квартир и односемейных домов. Эти проекты успешны не только за счет профессионального архитектурного подхода, но благодаря вкладу местных жителей.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 20
Жилой комплекс в Монтерее, Мексика, 2010.

Одним из ярких примеров такой совместной работы стал жилой комплекс Villa Verde Housing в Чили. Этот проект изменил представление о типовом жилье. Аравена с партнерами построили половину дома, оставив пространство для второй. По договоренности жителя должны были достроить вторую часть сами. Такое решение помогло уложиться в ограниченный бюджет и избавить типовую застройку от монотонности. По мнению Томаса Притцкера, Алехандро Аравена своей деятельностью демонстрирует, как архитектура может улучшить жизни людей.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 21
Жилой комплекс Villa Verde Housing в Чили: левая половина дома построена за счет государства.
Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 22
Правую достраивают сами жильцы дома.

Текст: Татьяна Карабанова

В 2015 году престижную архитектурную премию получил Фрай Отто. Немецкий архитектор спроектировал павильон ФРГ на Всемирной выставке в Монреале в 1967, спортивные сооружения для Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, японский павильон на Всемирной выставке–2000 в Ганновере (совместно с Сигеру Баном) и другие сооружения, отличительной чертой которых является уникальная ажурная конструкция и тентовое перекрытие.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 23
Архитектор Фрай Отто (1925–2015)

Фрай Отто родился в Германии в 1925 году. Он получил архитектурное образование в Берлинском техническом университете, а затем продолжил обучение в США, где познакомился с работами знаменитых архитекторов: Ричарда Нойтры, Людвига Мис ван дер Роэ, Райта и др. В 1954-м Отто защитил докторскую диссертацию на тему "Подвесные тентовые перекрытия", которая была издана на трёх языках.

Впервые немецкий архитектор стал известен благодаря временным павильонам для выставок. Эти функциональные конструкции легко возводились и демонтировались, при этом выглядели эстетично. Свои архитектурные сооружения Фрай Отто противопоставлял тяжеловесным и монументальным зданиям, возводимым в фашистской Германии. Сторонник устойчивого развития и сохранения ресурсов, он создавал лёгкие, не требующие большого количества материала, экономичные, быстровозводимые, ажурные и невесомые конструкции.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 24
Спорткомплекс в Олимпийском парке, Мюнхен, Германия, 1968-1972.

Фрай Отто одним из первых стал применять трехмерное моделирование, без которого сегодня не обходится ни одно архитектурное бюро. Сложные формы парящих тентовых конструкций появились благодаря его наблюдению за природой и заимствованию биологических форм и структур. В его архитектуре можно разглядеть формы гор, скал, снежных вершин и пиков волн.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 25
Танцевальная площадка, построенная в рамках Цветочной выставки в Кельне, Германия, 1957.

О том, что ему присудили престижную премию, Фрай Отто узнал на девяностом году жизни. Через несколько дней, 9 марта, он скончался.

Притцкеровскую премию также называют "Нобелевской премией в области архитектуры". Ее основала семья Притцкеров, владельцев мировой сети отелей Hyatt, чтобы поощрить талант и инновационное мышление практикующих архитекторов, улучшающих мировой архитектурный ландшафт. Лауреату вручается бронзовая медаль и денежный приз в размере ста тысяч долларов США. Притцкеровская премия считается самой престижной среди архитекторов и присуждается ежегодно с 1979 года.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 26
Крыша многоцункционального зала в Мангейме, Германия, 1970-1975.

Основоположник и ведущий представитель "интернационального стиля" в американской архитектуре середины XX века. Лидер постмодернизма, приверженец чистых геометрических форм и конструкций из стали и стекла, за что получил прозвище “Мис ван дер Джонсон”. Автор "Стеклянного дома" (Коннектикут, США, 1949), Бостонской библиотеки (США, 1973), Национального банка Америки (Даллас, Техас, США, 1987) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 27
Не­бо­скреб Seagram в Нью-Йор­ке (1958) — сов­ме­ст­ное тво­ре­ние Фи­ли­па Джон­со­на и Лю­дви­га Мис ван дер Роэ.

Мексиканский архитектор, ландшафтный архитектор. Создатель медитативных пространств для уединения и созерцания. Барраган писал: "Я верю, что любое произведение искусства достигает совершенства, если передает ощущение тишины, радости и спокойствия". Среди его самых известных работ: собственный дом (Мехико, Мексика, 1948), сад "Лас Арболедас" (Мехико, Мексика, 1962), конюшня "Сан-Кристобаль" (Мехико, Мексика).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 28
Жилой дом в Мехико. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры. https://admagazine.ru/inter/59479_dom-v-meksike-po-proektu-luisa-barragana.php

Выдающийся британский архитектор. Агрессивные геометрические объемы, экспрессивная стилистика, асимметрия и брутальность ярко выражены в его проекте инженерного корпуса Лестерского университета (Великобритания, 1963). Более позднее его творение – Новая государственная галерея в Штутгарте (Германия, 1984) – выполнено в другой манере и перекликается с архитектурой античности и барокко. Джеймс Стирлинг называл себя человеком с "широким кругом интересов и, судя по всему, эклектическими склонностями".

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 29
Исторический факультет Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, 1967.

Американский архитектор ирландского происхождения, Роч стал знаменит благодаря проекту манхэттенского офиса Фонда Форда (Нью-Йорк, 1967), ставшему ярким примером атриумной архитектуры. Вместе со своим компаньоном Джоном Динкелу Роч спроектировал Арку в Сент-Луисе, Международный аэропорт в Вашингтоне, Центр современного искусства (Массачусетский университет, 1974), комплекс офисных зданий "Пирамиды" в Индианаполисе (1972) и др. Попытки причислить Кевина Роча к определенному направлению провалились. Он говорил: "Это не пост- и не премодернизм. Это просто самое очевидное решение, которое я мог предложить".

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 30
Комплекс офисных зданий "Пирамиды" в Индианаполисе (1972)

Американский архитектор китайского происхождения, продолжатель традиций Мис ван дер Роэ. Автор одних из самых красивых интерьерных пространств и экстерьерных форм. Его стеклянная пирамида в Лувре (проект "Большой Лувр", 1989) известна каждому. Проекты Пея узнаваемы благодаря чистой геометрии и графике. Он спроектировал Художественный музей Эверсон, (Нью-Йорк, 1968), восточное крыло Национальной галереи искусств (Вашингтон, 1974), башню Китайского банка (Гонконг, 1982) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 31
Пирамиды Лувра, Париж, 1989.

Американский архитектор, модернист. Входил в "Нью-Йоркскую пятерку" архитекторов-пуристов, которые стремились к рационализму, первичной форме, чистоте и лаконичности архитектуры. Узнаваемый стиль Мейера – это белоснежные здания с характерным сетчатым рисунком облицовки, среди которых: Смитс Хаус (Дариен, Коннектикут, 1965–1967), Дуглас Хаус (Харбор-Спрингс, Мичиган, 1973), Музей современного искусства (Барселона, Испания, 1995) и др. Читайте также:Интервью с Ричардом Мейером.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 32
“Хру­с­таль­ный со­бор” Цен­т­ра вари­а­тив­но­го мы­ш­ле­ния (Possibility Thinking) в Ка­ли­фор­нии, 2003.

Австрийский архитектор и художник. Противник функционализма, Холляйн выступал за "чувственную" архитектуру и был отмечен за мастерство формы, цвета и сочетаний деталей из самых разных материалов, от мрамора до пластика. В избранные работы Ханса Холляйна входят: свечной магазин Ретти (Вена, 1965), Музей Абтайберг (Мёнхенгладбах, 1972–1982), Музей стекла и керамики (Тегеран, 1978) и др. Кроме того, Холляйн состоялся как художник, чьи произведения хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Читайте также:Интервью с Хайнсом Холляйном.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 33
Ев­ро­пей­ский центр вул­ка­но­ло­гии в Овер­не, 2002.

Немецкий архитектор и скульптор, представитель архитектурной династии. Бём известен прежде всего благодаря проектам современных церковных сооружений, среди которых: церковь Воскресения Христа (Кёльн, 1967–1970), церковь Святой Анны (Хэммерн, 1963), церковь Святого Духа (Эссен, 1955–1956) и др. Для архитектора важной задачей было проектирование "связей": между новым и старым, между идеей и реальным воплощением, между зданием и контекстом.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 34
Театр Ганса Отто, Потсдам, 2006.

Японский архитектор, ставший классиком еще при жизни. Спортивный комплекс для Олимпийских игр (Токио, 1964) считается одним из самых красивых спортивных сооружений XX века. Кензо Танге также спроектировал токийский собор Святой Марии (Япония, 1955) и Хиросимский мемориал (Япония, 1955), что послужило началом нового развития современной архитектуры Японии. Жюри премии охарактеризовало архитектуру Кензо Танге как "возникшую из древних и забытых времен, трогающую сердца и захватывающую дух".

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 35
Штаб-квартира Fuji-Sankei Communications Group, Токио, Япония, 1996.

Автор уникального направления модернизма, развивавшегося в контексте и в тесном контакте с культурой Латинской Америки. Нимейер выразил в пластичных железобетонных сооружениях историю и дух своей страны. Несомненное произведение искусства и главное творение Оскара Нимейера – столица Бразилии, Бразилиа. Уникальный стиль автора узнаваем в Музее современного искусства в Нитерое (Бразилия, 1996) и в Аудитории "Ибирапуэра" (Сан-Паулу, 2002). Читайте также:Интервью с Оскаром Нимейером.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 36
Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия, 1996.

Американский архитектор из семьи русских эмигрантов. Проекты небоскребов Буншафта, например нью-йоркский офис британской мыловаренной компании братьев Леверов (1951–1952), оказали большое влияние на развитие архитектуры высотных зданий. Среди других известных работ архитектора – новое помещение галереи Олбрайта и Нокса в родном Буффало (1962) и библиотека Бейнеке в Йельском университете (1963). Современные технологии и материалы, высокие стандарты проектирования были особенно отмечены жюри премии.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 37
Национальный коммерческий банк в Джидде, Саудовская Аравия, 1983.

Один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков деконструктивизма. Был отмечен престижной премией за мятежный дух экспрессивной архитектуры, смелые эксперименты и художественность. Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также Павильон Притцкера (Чикаго, 2004). Читайте также:Интервью с Фрэнком Гери.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 38
Скульптура в порту Барселоны, 1992.

Итальянский архитектор, теоретик архитектуры, автор книги "Архитектура и город" (1966), ставшей фундаментальным текстом современной урбанистики. Его проекты относят к течению постмодернизма. Аскетичные фасады и сложные, продуманные планировки отличают его знаменитые сооружения: Здание делового центра правления (Перуджа, Италия, 1988), театр Карло Феличе (Генуя, Италия, 1991), квартал Щютценштрассе (Берлин, Германия, 1998) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 39
Кладбище Сан-Катальдо в Модене, Италия, 1984.

Американский архитектор, стоявший у истоков постмодернизма. В своей книге "Сложности и противоречия в архитектуре" (1967) Вентури заявил "меньше – значит скучнее". Простоте и ясности модернизма он противопоставил неопределенность и двусмысленность нового направления. Яркой иллюстрацией манифеста Роберта Вентури стали реализованные проекты: Дом его матери, Ваны Вентури (Филадельфия, 1964), Гордон-Ву-холл в Принстонском университете (Нью-Джерси, 1983), дом и студия Кокс-Гайдна (Род-Айленд, 1981).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 40
Студенческое общежитие в Принстонском университете (1983).

Знаменитый португальский архитектор, профессор, скульптор. Отличительные черты его проектов – ясность форм, свет и воздух, упорядоченность и честность, наиболее характерные для ранних модернистов. Члены жюри премии особенно отметили способность архитектуры Алваро Сизы воздействовать на чувства и поднимать дух. Среди более 140 реализованных проектов – знаменитые архитектурный факультет Университета Порто в Португалии и павильон Португалии на "ЭКСПО 1998" (Лиссабон, Португалия). Читайте также:Интервью с Алваро Сизой

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 41
Музей Iberê Camargo, Бразилия, 2008.

Японский архитектор. Одним из первых стал реализовывать идеи модернизма, появившиеся на Западе, в контексте традиционной культуры Японии. Фумихико Маки входил в авангардную группу архитекторов "метаболистов", основной идеей которых были пластичность и вариативность архитектуры и ее непременная связь с окружением. Наиболее известны такие сооружения автора, как: Музей Ага Хана (Торонто, Канада), Музей штата Бихар (Патна, Индия), Комплекс Hillside Terrace, (Токио, Япония, 1992) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 42
Офисный комплекc Spiral, Токио, Япония, 1985

Французский архитектор и градостроитель. Автор концепции "открытого квартала", в котором здания выстроены параллельно улицам, но не слиты в единый объем, а разнообразны по высоте, внешнему виду и функциям. Жюри назвало Кристиана де Портзампарка великим композитором, сочетающим пространство, текстуру, форму, свет и цвет уникальным образом. Среди известных сооружений архитектора Люксембургская филармония (2005), винодельня Шато Шеваль-Блан (Сент-Эмильон, Франция, 2011), башня One57 (Нью-Йорк, США, 2010) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 43
"Город музыки", Париж, Франция, 1995.

Японский архитектор, в проектах которого встречаются и гармонично сочетаются японские традиции и модернизм. Своей миссий Андо считал восстановление союза между природой и архитектурным сооружением. Он ценил строительное ремесло, которое дополняло его дизайн. Критики нередко называли его больше строителем, чем архитектором. Лаконичные формы из бетона характерны для многих его проектов, среди которых: церковь Света, (Ибараки, Осака, Япония,1989), Музей современного искусства (о. Наосима, Япония), жилой комплекс "Рокко" (Кобэ, Япония, 1993) и др. Читайте также:Интервью с Тадао Андо

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 44
Му­зей Langen Foundation в Гер­ма­нии, 2004.

Испанский архитектор, писатель и архитектурный критик, известный смелыми экспериментами и стабильно высоким уровнем реализации проектов. Среди его работ – совершенно разные по функциональности проекты, от церквей до вокзалов, самые известные из которых собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес, США, 2002), вокзал Аточа (Мадрид, Испания, 1992). Несомненно, значимыми являются проекты таких музеев, как: новый корпус Музея Прадо (Мадрид, Испания, 2007), Национальный музей римского искусства (Мерида, Испания, 1985).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 45
Собор Богоматери Ангелов, Лос-Анджелес, США, 2002.

Норвежский архитектор, чьи проекты отличаются современными формами и скандинавским характером. Жюри было отмечено, что сооружения Сверре Фена гармонично существуют в природном ландшафте, неподвластны моде и отличаются индивидуальностью и самобытностью. Яркие проекты архитектора: Норвежский музей ледников в деревне Фьёрланд (Норвегия, 1991), музей Хедмарка в Хамаре (Норвегия, 1979) а также частные дома в Швеции и Норвегии.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 46
Музей ледников в деревне Фьёрланд, Норвегия, 1991.

Итальянский архитектор, всемирную известность которому принесло здание Центра Помпиду в Париже (1977), спроектированное совместно с Ричардом Роджерсом. Ренцо Пьяно переосмыслил современную архитектуру и внес свой вклад в ее развитие, создав удивительный сплав архитектуры, искусства и инженерной мысли. Он также стал известен как мастер крупномасштабных проектов, таких как терминал международного аэропорта Кансай (Осака, Япония, 1994), Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау (Нумеа, Новая Каледония, 1998), концертный зал Parco della Musica в Аквиле (Италия, 2012) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 47
Центр Помпиду, Париж, Франция, 1977.

Британский архитектор, один из самых успешных современных архитекторов в мире. Живой классик, экспериментатор и новатор, автор броских архитектурных сооружений, вызывающих неоднозначную реакцию у критиков. Высотные здания Фостера из стали и стекла возвышаются практически в каждом мегаполисе: здание швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон), башня Hearst Tower (Нью-Йорк, 2006), башня The Bow (Калгари, Канада), Коммерцбанк-Тауэр (Франкфурт, 2004) и др. Читайте также:Интервью с Норманом Фостером.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 48
Штаб-квартира издательского дома Hearst Corporation, Нью-Йорк, 2006.

Голландский архитектор и теоретик архитектуры, основатель известного архитектурного бюро OMA. Его авторству принадлежат проекты Роттердамского художественного музея (1992), Центральной библиотеки Сиэтла (2004), посольства Нидерландов в Берлине (2003) и других проектов по всему миру, в том числе в России. Колхас стал лауреатом премии не только как выдающийся практикующий архитектор, но и благодаря важным научным работам, исследованиям, публикациям и выступлениям.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 49
Штаб-квар­ти­ра ССTV (Цен­т­раль­но­го те­ле­ви­де­ния Ки­тая), Пекин, 2008.

Проекты швейцарских архитекторов из бюро Herzog & de Meuron всегда остромодные, при этом интеллигентные. Неизменные материалы в их палитре – это простые и честные бетон, металл, кирпич, камень и стекло. Проекты Херцога и де Мёрона – центр "Кайха Форум" (Мадрид, 2010), галерея Тейт Модерн II (Лондон, 2012), реконструкция Порта-Вольта, проект фонда Feltrinelli (Милан, 2012) и другие –признаны жюри высоким искусством.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 50
Стадион Allianz Arena, Мюнхен, Германия, 2005.

Австралийский архитектор, чьи проекты на фоне других лауреатов премии отличаются локальностью и небольшим масштабом. Автор современных частных домов в духе модернизма, которые отличаются экологичностью, связью с ландшафтом и местными традициями. Работает архитектор в основном один, иногда привлекая коллег. За свою сорокалетнюю карьеру Гленн Мёркатт реализовал более 500 частных домов, в основном в Австралии, среди которых Фредерикс-Хаус (1982), Мэгни-Хаус (1984), Марика-Элдертон-Хаус (1994) и др. Читайте также:Интервью с Гленном Меркаттом.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 51
Комплекс Образовательного центра Артура и Иванн Бойд в Риверсдейле, ЮАР, 1999.

Датский архитектор, славу которому принес Сиднейский оперный театр (1973), ставший символом не только города и страны, но и целого континента. В проектах Утсона переплетаются архитектурные мотивы разных стран и культур, в том числе родной Скандинавии. Среди других известных сооружений архитектора – Национальная ассамблея в Кувейте (1982) и церковь Bagsvaerd (Копенгаген, Дания, 1976). Архитектура Йорна Утсона была отмечена жюри за актуальность, современность и опережение времени.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 52
Оперный театр, Сидней, Австралия, 1973.

Британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, чьи проекты относят к деконструктивизму. Постоянный победитель конкурсов, благодаря которым Хадид стала мировой знаменитостью. Внутреннее движение, деформация и растягивание рамок привычного пространства присущи проектам Захи Хадид, среди которых наиболее значимыми являются вокзал Hoenheim-North и автостоянка (Страсбург, 2001), центральное здание завода BMW (Лейпциг, Германия, 2005), Центр современного искусства Розенталя (Цинциннати, Огайо, 2003).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 53
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан.

Американский архитектор, известный благодаря созданию ярких и динамичных сооружений, которые критики относят к деконструктивизму. Мейн и его бюро Morphosis были отмечены за создание оригинального архитектурного ландшафта южной Калифорнии, в частности уникальных зданий в Лос-Анджелесе, среди которых Научный центр (2004), колледж Эмерсона (2014), квартал Caltrans District 7 и др. Читайте также:Интервью с Томом Мейном.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 54
Офисно-торговый центр Hypo Alpe-Adria в Клагенфурте, ­Австрия, 2002.

Бразильский архитектор, создатель сооружений из стекла и бетона в духе минимализма. "Бразилия не та страна, которая может бездумно тратить деньги на “показушную” архитектуру. Это просто оскорбительно для нашего народа", – поясняет свой стиль архитектор. Именно в таком ключе созданы проекты да Роша: Бразильский музей скульптуры (Сан-Паулу, 1988) и резиденция Марио Масетти (Сан-Паулу, 1995). Читайте также:Интервью с Паулу Мендесом да Роша.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 55
Спортивный клуб Paulistano в Сан-Паулу, Бразилия, 1958.

Британский архитектор, соавтор знаменитого Центра Помпиду в Париже (1977) и основоположник принципов хай-тека в архитектуре. В проектах Роджерса инженерные системы были выведены на фасады, таким образом они стали элементами дизайна. Культовым в истории архитектуры является здание Lloyd's в лондонском Сити (1986).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 56
Здание Lloyd's, Лондон, 1986.

Французский архитектор, мастер проектирования в контексте определенного места, культуры и потребностей клиента. Его сооружения – это "нужные здания на нужном месте": башня Торре Агбар в Барселоне (2005), Институт Арабского мира (Париж, 1987), небоскрёб на 11-й авеню, 100 в Нью-Йорке (2010) и др.Читайте также:Интервью с Жаном Нувелем.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 57
Интерьер Института арабского мира в Париже, 1987.

Швейцарский архитектор, почитаемый коллегами, критиками и последователями. Теоретик архитектуры, автор книги "Мыслящая архитектура". Произведения Цумтора всегда сдержанны, но выразительны: Музей "Колумба" (Кёльн, Германия), часовня Брата Клауса (Германия), Термальные бани (Вальс, Швейцария), капелла Св. Бенедикта (Сумвич, Швейцария). Читайте также: Интервью с Петером Цумтором.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 58
Часовня брата Клауса близ деревни Фахендорф, Германия 2007.

Основатели известного бюро SANAA, японские архитекторы, опирающиеся на принципы минимализма. Воздух, свет, легкость и прозрачность характерны для проектов: О-Музей (Нагано, Япония, 1999), учебный центр "Ролекс" (Лозанна, Швейцария, 2009), стеклянный павильон Музея искусств Толидо (США, 2006) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 59
Новый музей современного искусства в Манхэттене, Нью-Йорк, 2005.

Португальский архитектор экспериментатор и новатор, обнаруживший новые подходы к применению традиционных приёмов и материалов в современной архитектуре. Среди его известных сооружений: стадион в городе Брага (2003), метрополитен в Порту (2004), галерея "Серпентайн" в Лондоне, совместно с Алваро Сиза (2005), Музей Паулы Рего "Дом историй" в городе Кашкайш около Лиссабона (2009) и др.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 60
Музей Паулы Рего "Дом историй" в городе Кашкайш около Лиссабона, 2009.

Китайский архитектор, сторонник сохранения культуры и архитектурного наследия Китая, использующий традиционные материалы и проверенные технологии для создания современной архитектуры. В список самых известных и значимых проектов Ван Шу входят: Музей искусств в Нинбо (2005), библиотека колледжа Wenzheng (Китай, 2000), павильон Нинбо Тэнту (Шанхай, "Экспо", 2010).

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 61
Музей искусств в Нинбо, Китай, 2005.

Японский архитектор, которого называют создателем архитектуры ветра и воздуха. Его сооружения легкие, скульптурные и певучие. Они были отмечены жюри как "вневременные": Центр искусств в Мацумото (2004), Медиатека в Сэндае (2000), Магазин TOD’s в Токио (2004), библиотека Университета искусств Тамма (Токио, Япония, 2007). Читайте также:Портрет: архитектор Тойо Ито.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 62
Стадион на Тайване, 2009.

Японский архитектор стал известным благодаря своим проектам быстровозводимого дешёвого жилья, а также зданий, построенных из вторсырья. В своих работах он использует нетрадиционные материалы, такие как бамбук, ткань, бумага и пластик. Его известные произведения: картонный собор в Крайстчерче (Новая Зеландия), выставочный павильон Музея современного искусства "Гараж" (Москва, 2012), павильон Японии на EXPO 2000. Читайте также:Интервью с Сигеру Баном.

Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017 - фото 63
Домики из бумажных труб, бамбука и брезента для жертв землетрясения в индийском штате Гуджарат, 2001.

Материал подготовили Марина Савельева и Наталья Сазонова.

Читайте также