Архитектура

5 проектов советского времени, которые должны были радикально изменить Москву

Выставка “Москва: проектирование будущего”, которая проходит в Музее Москвы, рассказывает о самых грандиозных проектах советской эпохи. Если бы их удалось осуществить, столица была бы другой.
5 проектов советского времени которые должны были радикально изменить Москву

Дворец Советов, начало 1930-х годов

Автор проекта — Борис Иофан

Дворец Советов должен был стать центром новой, советской Москвы и самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. Место для него расчистили, взорвав в 1931 году храм Христа Спасителя, построенный в честь победы над Наполеоном.

Конкурс на здание Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя стал самым масштабным конкурсом Советского Союза. Совет строительства одобрил проект Бориса Иофана, согласно которому в Москве должен был появиться первый небоскреб высотой 415 м. На него ориентировались основные улицы и проспекты по генплану 1935 года. Сооружение предназначалось для проведения различных съездов, но имело больше символическое, чем практическое значение. Здание ступенчатой формы, по сути, служило пьедесталом для гигантской фигуры Ленина на вершине.

Из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили, в 1960 году в фундаменте Дворца Советов открылся самый большой в мире открытый зимний бассейн “Москва”, проработавший до девяностых. После его закрытия на этом месте был заново построен храм.

Здание Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934 год

Авторы проекта — А. А. Веснин, В. А. Веснин, С. В. Лященко

Великий перелом 1930 года должен был отразиться и на облике столицы. В середине тридцатых было проведено два конкурса на строительство в центре Москвы здания, соответствующего масштабам индустриализации. В них участвовали самые известные советские архитекторы того времени: братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев, Борис Иофан, Каро Алабян, Константин Мельников.

По замыслу братьев Весниных, на месте Верхних торговых рядов, то есть ГУМа, должен был появиться комплекс, ведущий диалог с главной доминантой того времени – Дворцом Советов. Четыре башни высотой до 160 м, поставленные на прямоугольный стилобат, продольно обрамили бы Красную площадь и выстроили композиционную связь с ансамблем Кремля.

Здание не было построено из-за самоубийства Серго Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности, одного из немногих людей, с которыми Сталин был на “ты”. После его смерти наркомат развалился.

Государственный академический кинотеатр СССР, 1936 год

Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, К. К. Орлов

Поскольку Ленин объявил важнейшим из искусств кино, ничего больше не оставалось, кроме как построить в центре Москвы громадный кинотеатр на 4000 мест. Этот план возник в 1935 году, в год 15-летия советского кинематографа, годом позже началось проектирование Большого кинотеатра СССР, который должен был вырасти над вестибюлями станций метро “Площадь Свердлова” и “Площадь Революции”. Но он так и остался на бумаге — слишком грандиозен и сложен был замысел.

Copyright:Alla Semerzina

Автомобильный тоннель под Красной площадью, 1962 год

В пятидесятых годах транспортная нагрузка на центральные улицы столицы начала возрастать, и строителям пришлось выходить из плоскости — рыть под землей транспортные тоннели и сооружать эстакады. В 1959 году появился первый тоннель под одной из площадей Садового кольца, Дорогомиловский, в 1960-м к нему добавился Маяковский тоннель, а год спустя — Новоарбатский и Октябрьский.

На очереди была Красная площадь: в начале 1960-х годов авторский коллектив под руководством Владимира Черепанова разработал несколько вариантов организации движения транспорта в районе Кремля. Под Красной площадью предполагалось построить тоннель, а рядом с Историческим музеем — эстакаду.

Несостоявшаяся Всемирная выставка 1967 года в Теплом Стане

В 1960 году Никита Хрущев от имени советского правительства отправил в Международный выставочный комитет заявку на проведение Всемирной выставки 1967 года в Москве. Идея отметить таким образом 50-летие Октября и показать всему миру достижения советской власти казалась ему стоящей и полезной, а саму выставку он видел подобием ВДНХ. После пяти раундов голосования Москва обошла Монреаль, и в октябре 1960 года в газете “Правда” появилось постановление “О проведении в Москве с 20 мая по 20 ноября 1967 года очередной Всемирной выставки”.

Советским гражданам объявили, что выставка пройдет в районе Теплый Стан, только что вошедшем в черту Москвы, и станет самой масштабной в мировой истории — и по территории (500 гектаров), и по количеству посетителей (50 миллионов человек).

Ответственным за проведение выставки был назначен профессиональный строитель, бывший министр внутренних дел СССР Николай Дудоров. После двадцатого съезда партии подведомственные МВД СССР лагеря начали пустеть, грандиозные стройки, на которых трудились заключенные, одна за другой закрывались, а в начале 1960 года было решено упразднить и само министерство. Так Дудоров попал в устроители Всемирной выставки.

Смета получилась впечатляющей. Нужно было благоустроить выделенный под выставку участок земли, проложить дороги и даже метро (в ряде проектов в качестве альтернативы предлагался подвесной монорельс), построить гостиницы, рестораны, магазины. По самым скромным подсчетам, все это должно было стоить не меньше миллиарда рублей. А что делать со всей этой инфраструктурой потом? Ежегодно принимать 50 миллионов западных туристов СССР был не готов, на платежеспособность внутреннего туриста никто не рассчитывал.

В итоге от своего права принять Всемирную выставку Москва отказалась. В Международном выставочном комитете удивились: такого в их истории еще не было. Выставку принял Монреаль, она принесла Канаде 210 миллионов долларов прибыли.