События

“Авангард. На телеге в XXI век”: выставка в Музее русского импрессионизма

Шедевры Кандинского, Родченко, Фешина, Розановой, Экстер и других мастеров русского авангарда, забытые на сто лет в российской глубинке.
“Авангард. На телеге в XXI век” выставка в Музее русского импрессионизма

Трудно поверить, что в наше время еще возможны такие открытия: пять лет назад в подвале краеведческого музея в маленьком городке Яранске Кировской области было найдено около сотни работ русских авангардистов. О существовании этих работ не знали не только специалисты, но и наследники художников. Они были в буквальном смысле слова забыты на столетие.

Иван Клюн. Пробегающий пейзаж. 1914. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. 

Copyright щ 2002-2003 Epos Group

История этого “клада” типична для XX века. В послереволюционные годы власти новой России видели в художниках-авангардистах союзников, их работы в большом количестве закупались государственной комиссией для организации художественных мастерских в российской глубинке. 

Николай Фешин. Портрет М. Н. Евлампиевой. 1914. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Передвижные выставки, организованные в Вятской губернии, — часть этого прекрасного плана. Осенью 1921 года в городе Советске открылась третья по счету и грандиозная по масштабу выставка мастеров русского авангарда. Выставлялись Кандинский, Родченко, Удальцова, Розанова, Экстер, Фешин — 55 авторов представили 322 работы. 

Василий Кандинский. Эскиз композиции “Красное с черным”. 1915. Вятский художественный музей имени  В. М. и А. М. Васнецовых. 

По замыслу устроителей, выставка должна была проехать по семи городам губернии, но организовать этот тур они не смогли. Через месяц после открытия картины на разбитых телегах привезли из Советска в Яранск, где они и остались. Только в 1965 году 77 работ удалось вывезти в Вятку. 

Василий Кандинский. Акварель № 3. 1915. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. 

Экспозиция, которую увидит московская публика, — попытка частичной реконструкции выставки 1921 года. Создана она усилиями трех кураторов: искусствоведа Андрея Сарабьянова, директора Вятского художественного музея Анны Шакиной и исследователя русского авангарда Натальи Мюррей из лондонского Института Курто. Кураторы уже показали ее в Ельцин-центре и Вятском музее. Полная реконструкция исторической выставки, увы, невозможна — часть работ не дошла до нашего времени. 

Николай Григорьев. Мост. 1918. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. 

Copyright щ 2002-2003 Epos Group

В Музее русского импрессионизма будет впервые представлена отреставрированная двусторонняя “Композиция” Алексея Моргунова, на спасение которой с помощью краудфандинговой кампании было собрано 983 056 рублей. Редкая работа соратника Казимира Малевича была обнаружена кураторами выставки в собрании Слободского краеведческого музея в аварийном состоянии. За три месяца в проекте по сбору средств приняли участие более 800 человек. 

Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Copyright щ 2002-2003 Epos Group