Биография
Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в городе Починок Смоленской губернии. Но учиться уехал в Германию, так как в Петербургскую академию художеств его не приняли — по законам того времени доля евреев в учебном заведении не могла превышать трех процентов.
В Дармштадте Лисицкий изучал архитектуру на факультете Высшего политехнического института. А после окончания учебы отправился в путешествие исследовать памятники еврейского искусства, так как для него было важно его происхождение.
Из-за начала Первой мировой войны Лисицкий был вынужден спешно вернуться на родину. Чтобы иметь возможность заниматься профессиональной деятельностью в России, он экстерном поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный во время войны в Москву. А параллельно устроился ассистентом к архитектору Роману Клейну и успел поучаствовать в оформлении Египетского зала в Пушкинском музее.
В 1916 году Лисицкий вступил в Еврейское общество поощрения искусств. Задачей участников было модернизировать восточноевропейскую еврейскую общину, превратить ее из религиозной группы в современную нацию. Поэтому им необходимо было современное искусство, за создание которого взялись Лисицкий и другие молодые художники.
В 1917 году у Лисицкого начинает развиваться карьера художника-графика. Cперва он иллюстрировал книги, изданные на идише, еврейском языке германской группы, затем с использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства “Идишер фолкс-фарлаг”.
В 1919 году Шагал, с которым дружил Лисицкий, пригласил его и Казимира Малевича вести занятия в недавно открывшемся Витебском народном художественном училище. Правда, со временем он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму. Именно в этот период Эль создал свои проуны, которые называют аксонометрическими изображениями или “беспредметной живописью”. Это абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Сама аббревиатура расшифровывается как “Проект утверждения нового”. “Это художественный текст, оставляющий возможность для множества прочтений и продолжений”.