Архитекторы

Эль Лисицкий: биография и главные проекты художника и архитектора

Перечислять достижения Лисицкого можно долго. Он был и архитектором, и художником, и выдающимся инженером, и даже изобретателем. Он придумал проуны и сильно повлиял на архитектуру и дизайн XX века.
Эль Лисицкий биография и главные проекты художника и архитектора

Биография

Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в городе Починок Смоленской губернии. Но учиться уехал в Германию, так как в Петербургскую академию художеств его не приняли — по законам того времени доля евреев в учебном заведении не могла превышать трех процентов.

В Дармштадте Лисицкий изучал архитектуру на факультете Высшего политехнического института. А после окончания учебы отправился в путешествие исследовать памятники еврейского искусства, так как для него было важно его происхождение.

Из-за начала Первой мировой войны Лисицкий был вынужден спешно вернуться на родину. Чтобы иметь возможность заниматься профессиональной деятельностью в России, он экстерном поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный во время войны в Москву. А параллельно устроился ассистентом к архитектору Роману Клейну и успел поучаствовать в оформлении Египетского зала в Пушкинском музее.

Эль Лисицкий работает над сценографией пьесы Сергея Третьякова “Я хочу ребенка” в Театре Мейерхольда, 1929 год. 

Фото: Getty Images
Еврейское искусство

В 1916 году Лисицкий вступил в Еврейское общество поощрения искусств. Задачей участников было модернизировать восточноевропейскую еврейскую общину, превратить ее из религиозной группы в современную нацию. Поэтому им необходимо было современное искусство, за создание которого взялись Лисицкий и другие молодые художники.

В 1917 году у Лисицкого начинает развиваться карьера художника-графика. Cперва он иллюстрировал книги, изданные на идише, еврейском языке германской группы, затем с использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства “Идишер фолкс-фарлаг”.

Супрематизм

В 1919 году Шагал, с которым дружил Лисицкий, пригласил его и Казимира Малевича вести занятия в недавно открывшемся Витебском народном художественном училище. Правда, со временем он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму. Именно в этот период Эль создал свои проуны, которые называют аксонометрическими изображениями или “беспредметной живописью”. Это абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Сама аббревиатура расшифровывается как “Проект утверждения нового”. “Это художественный текст, оставляющий возможность для множества прочтений и продолжений”.

Проун 6.

Фото: Getty Images

Проуны развивались: они перестали напоминать архитектурные чертежи, в них появились круги, острые углы, звезды. Сам Малевич признал, что из супрематического эксперимента они выросли в самостоятельное явление. И оно стало причиной разногласий между художниками. В 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию, но дружба все же продолжилась, и уже за границей Эль начал продвигал искусство Малевича.

Период в Германии

В 1921 году Лисицкого назначили культурным посланником Советского Союза в Германии. Пять лет он жил и работал на Западе, став своеобразным связующим звеном между советскими и немецкими деятелями искусства.

В Европе Эль примкнул к объединению “Де Стейл”, целью которого было создание ультимативного стиля, способного обеспечить нужды архитектуры, графического и предметного дизайна, моды и искусства. Ключом к этому универсальному визуальному языку должна была стать абстракция — художественный прием, который изучал и практиковал Мондриан. В объединении также состоял архитектор Геррит Ритвельд, который построил знаменитый дом Шрёдер в Утрехте, напоминающий, кстати, огромный проун. В 1925 году Лисицкий вернулся в Москву и начал преподавать во ВХУТЕМАСе.

Лисицкий и графика

Многие знают Лисицкого исключительно по его минималистичным плакатам. Он отказался от сложных рукописных узоров и создавал графику в подчеркнуто упрощенном и геометрическом стиле. Одна из самых известных работ — агитационный плакат “Клином красным бей белых!”, выпущенный в 1920 году. На нем красный треугольник, символизирующий Красную армию, вклинивается в белый круг, сокрушая оборону антикоммунистических и империалистических сил Белой армии.

Фото: Getty Images

Еще легендарные работы — книга “Супрематический сказ про два квадрата”, изданная в 1922 году, и сборник стихотворений Владимира Маяковского, оформленный Лисицким в виде телефонного справочника (лесенка-регистр с краю позволяла быстро находить нужное стихотворение по названию).

Фото: Getty Images

Кроме того, страницы сборника украшали красно-черные супрематические рисунки, а на первом развороте была окружность с треугольником, кругом, квадратом и буквами Л, Ю и Б внутри — инициалами возлюбленной Маяковского Лили Юрьевны Брик. При чтении букв по кругу против часовой стрелки получалось слово “люблю”.

Лисицкий и архитектура

Как инженер-архитектор по образованию Лисицкий стремился придать супрематизму объем и перенести его с бумаги в реальность. Он хотел разработать функциональный город будущего, для которого придумал проект “горизонтального небоскреба” с максимально возможной полезной площадью при минимуме опор. Правда, проект так и остался нереализованным, из-за чего Лисицкого даже называли “бумажным архитектором”: из всех его проектов был воплощен в жизнь лишь один — типография “Огонька”.

Проект небоскреба на Страстном бульваре в Москве, 1925 год.

Фото: Getty Images

Типография журнала “Огонек” в 1-м Самотечном переулке. Лазарь Лисицкий получил заказ на проект типографии от руководства журнала в 1930 году. К 1932-му авангардистская постройка уже была возведена, однако в 1938 году здание перешло в ведение НКВД и в настоящий момент принадлежит ФСБ. Фото: Sergei Dorokhovsky.

Лисицкий и дизайн

В 1920-х Эль погрузился в дизайн выставок. В мае 1923 года он работал над оформлением художественной выставки в Амстердаме, для которой создал серию эскизов под названием “Пространство проуна”. Он заменил рисунки их увеличенными объемными моделями из фанеры. А еще обработал стены специальной краской, оттенок которой менялся в зависимости от угла обзора. Благодаря этому зрителям, которые проходили мимо, казалось, что стены постоянно меняют цвет.

СССР. Каталог советского павильона на Международной выставке прессы, Кельн, 1928 год. 

Фото: Getty Images

В июле того же года художник смонтировал на Большой берлинской выставке, где ему предоставили отдельное помещение, большую концептуальную инсталляцию. Увеличенные модели проунов из фанеры Лисицкий разместил по залу таким образом, что они задавали направление и даже темп осмотра для посетителей.

Интерьер советского павильона на Международной выставке прессы в Кельне. 

Фото: Getty Images

В 1927 году под его руководством в Москве прошла Всесоюзная типографическая выставка.

Лисицкий и экспериментальная фотография

В 1920-е годы среди художников авангарда стала популярна экспериментальная фотография. Лисицкий придумал метод фотограммы, или “фотописи”, где предметы экспонировались непосредственно на светочувствительную бумагу. А также мастерски работал с фотомонтажом. Совместив печать с двух негативов, он создал знаменитый автопортрет “Конструктор” с циркулем.

Лисицкий умер от туберкулеза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат “Давайте побольше танков”.

Одна из последних работ художника. Плакат выставлялся в Третьяковской галерее в Москве в 2017 году.Фото: Friedemann Kohler/dpa, Getty Images