За пять столетий гольф прошел невероятно интересный путь. Забава бедных шотландских пастухов — загонять палками булыжники в кроличьи норы — обросла множеством традиций, правил, приобрела строгий этикет, терминологию и стала атрибутом успешного стиля жизни. Первое обнаруженное упоминание — указ о запрете этой игры — датируется серединой XV века. Солдаты проводили за ней так много времени, что их мастерство стрельбы из лука стало уступать вражескому. Однако через пятьдесят лет король Яков IV сам стал гольфистом и отменил запрет.
Гольф-клуб в Сколково — чуть больше 100 га, территория в половину Монако. Перейти все поле, обойдя все лунки, — уже задача не из простых. Решение построить здесь клуб возникло десять лет назад у компании Millhouse — это часть ее масштабного проекта по развитию территории в Сколково. Два года ушло на изменение рельефа и создание водоемов. Была вырыта система прудов и насыпаны холмы. Линии электропередачи спрятали под землю. Спорим, вы не сразу заметите эту деталь, хотя именно она придает пейзажу шарм.
Поскольку клуб частный и закрытый, говорить, что постройка входит в топ-лист архитектурной коллекции современной Москвы, хоть и справедливо, но не совсем корректно. Зайти на территорию “с улицы”, чтобы просто погулять и осмотреться, нельзя. Можно, заплатив членский взнос, стать частью гольф-сообщества. За небольшой срок своего существования гольф-клуб “Сколково” уже собрал внушительный список участников, собственную результативную команду и очень избирателен в наборе новых кандидатов в свои ряды. Запись в клуб ограничивают ради комфорта. Кому понравится, когда ему дышат в затылок, а временной лимит на прохождение всех лунок сокращается до оскорбительного?
Первый сезон состоялся в 2014 году. Тогда же был открыт клубный дом авторства Шигеру Бана. Бан родом из Токио, хоть и не любит, когда его называют японским архитектором. Это здание — материализованное учение дзен, в основе которого — подчинение природе и путь к мудрости через ее созерцание. В нем уютно, светло и невероятно спокойно. Благодаря оригинальному использованию перепада рельефа со стороны въезда здание перетекает в минималистичную стену-дугу из фирменных для Шигеру Бана могучих колонн-стволов. Узкие световые щели между ними застеклены. Главный вход — прозрачный проем — приобретает монументальность благодаря горизонтали козырька. Здание развернуто амфитеатром в сторону полей. За панорамным стеклом, как за раскрытым занавесом, сцена-терраса переходит в холмы. Это идеальное место в закатные часы — яркие янтарно-золотистые оттенки начинают играть в интерьере, созданном Илзе Кроуфорд.
Еще одна гордость клуба — недавно открытая гольф-академия. Она дополняет план развития территории, задуманный архитектором гольф-полей Джеком Никлаусом. Это очередной шаг к завершению композиции, первая часть будущего комплекса на самой высокой центральной точке участка. Здесь нет драматических перепадов высот, но именно с этого рукотворного холма открываются самые впечатляющие виды на владения клуба. Драйвинг-рейнж (зона тренировок) широкой полосой вытягивается в сторону главного въезда, все восемнадцать лунок с полянами-гринами созвездием располагаются вокруг. Круги аккуратных лужаек вплетены в орнамент из сотни песчаных ловушек-бункеров. Высоко над головой парят разлетающиеся из Внуково лайнеры. Все вокруг напоминает идеальную картинку будущего. Возвышающиеся за пределами полей формы школы и кампуса Herzog & de Meuron добавляют футуристичности. Швейцарский архитектурный дуэт принимал участие и в конкурсе на здание нового клубного дома. Их проект предусматривал кровлю в виде водоема, зимой превращающегося в каток. Однако честь стать авторами постройки выпала французскому дуэту Studio KO, известному в первую очередь великолепным музеем Yves Saint Laurent в Марракеше. Работу в Сколково они начали с гольф-академии. Важной задачей было соблюсти на всей территории клуба стилистику, заданную Шигеру Баном, а взгляды на творчество обоих коллективов можно назвать родственными.
Стройка совпала с режимом карантина и стала определенным вызовом для исполнителей. В творчестве Studio KO важнейшая роль отводится работе с материалами, фактурами и оттенками цветов. Настоящие педанты от архитектуры, французы не могли оставить проект без авторского надзора. Тактильные и эстетические качества отделки согласовывались в Париже, после чего одобренные образцы отсылались в Сколково. Это превратило службы доставки в важнейшее звено строительства. Визит архитекторов на готовый объект по окончании локдауна доказал, что все справились на отлично.
Закрытие гольф-сезона позволило приступить к постройке основного клубного дома. Скоро это сооружение, гармонично вписанное в ландшафт и соподчиненное ему, станет новым центром притяжения. Хочется надеяться, что подобный метод землепользования будет чаще встречаться и за пределами гольф-полей. Вдумчивое отношение к природе учит, облагораживает и мотивирует на изменения к лучшему.