Выставки

Выставка “История российского дизайна. Избранное. 1917–2022” в Новой Третьяковке

В Новой Третьяковке открылась первая масштабная экспозиция, рассказывающая, что происходило с российским дизайном в течение ста с лишним лет.
Выставка “История российского дизайна. Избранное. 19172022” в Новой Третьяковке

7 декабря 2021 — 25 ноября 2022

Кураторы разделили пространство выставки на четыре части: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн. В каждом из четырех разделов представлены макеты, эскизы, чертежи, реконструкции невоплощенных объектов, концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, других музейных институций и частных собраний.

Эскиз шейного платка к Олимпиаде-80. Дизайнер: Т. Андреева

Самый яркий и эффектный — первый, с прозодеждой Варвары Степановой, которой мы обязаны многими элементами современного костюма, к которым так привыкли, что не задумываемся, когда и как они появились. Накладные карманы, открытые швы и застежки, крупная строчка как декоративное украшение — все это Степанова объявила необходимой частью современной одежды, которая, по ее убеждению, должна меняться не по велению моды, а в соответствии с профессией ее обладателя. 

Костюм спортивный, «Прозодежда». Дизайнер В. Степанова, 1920-е.

Костюм спортивный, «Прозодежда». Дизайнер В. Степанова, 1920-е. 

Здесь же выставлен супрематический фарфор Малевича и Суетина, актуальные для двадцатых детские забавы — вырезать и склеить макет “Красная Армия”, выпилить лобзиком из фанеры силуэты красных конников. И тут же, рядом, те старомодные, потрепанные игрушки — плюшевые мишки и лошадки, которые явно были дороги не одному поколению детишек.

Стул из набора мебели К58-103. Ю. Случевский, А. Белорусский

Кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина решили поставить рядом утопическую мечту и реальность. Перспективные разработки советских авангардистов — и старые фотографии, на которых строители социализма слушают лектора в избе-читальне; буфет-трансформер Суетина, реконструированный Институтом дизайна, — и незамысловатый буфет, сколоченный безымянным деревенским столяром и выкрашенный коричневой краской. Мечта разбивается о реальность. И это лишь один из парадоксов советского дизайна.

Журнальный столик, кресло, 1960-е, ДСП, массив дерева, обивочная ткань. Собрание Московского музея дизайна.

На выставке можно узнать, почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, были запущены в производство или остались в чертежах, и увидеть легендарные, так и не воплощенные в жизнь советские проекты. Например, “народный автомобиль”, спроектированный на Ирбитском мотоциклетном заводе и получивший название “Белка”. Выйти на дороги страны “Белке” было не суждено, ее, как писал советский журнал “Крокодил”, замучили в “бюрократическом колесе”, и ее обошел “Запорожец”.

Шейный платок к Олимпиаде-80. Дизайнер: Т. Андреева
Стул “Shiny chair”. Дизайнер: Максим Щербаков
Стул “Italy”. Дизайнер: Дмитрий Самыгин
Часы-будильник “Янтарь” Орловский часовой завод, 1970-е
Часы кабинетные “Владимир” с боем Владимирский часовой завод, 1957