Юрий Пименов в Новой Третьяковке
8 сентября 2021 — 9 января 2022
Есть возможность вскочить в последний вагон и успеть на выставку Юрия Пименова — она вот-вот закроется. Пименов — художник счастливой творческой судьбы, и картины его излучают счастье. На выставке есть и “неизвестный Пименов” — ее создатели смогли восстановить часть картин, которые автор уничтожил в начале 1930-х годов, когда любое свободомыслие стало опасным для жизни.
“Азбука шедевра” в музее “Новый Иерусалим”
18 декабря 2021 — 19 июня 2022
Кураторы решили показать столичной и подмосковной публике шедевры, которые хранятся в регионах: из тридцати региональных музеев привезли 120 работ русских живописцев разных эпох. Среди знаковых экспонатов — “Купчиха” и “Русская Венера” Бориса Кустодиева, “Косарь” Казимира Малевича, “Кацапская Венера” Михаила Ларионова, “Старая мельница” Василия Поленова, “Импровизация № 209” Василия Кандинского, “Закат” Архипа Куинджи. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию.
“Я люблю Зверева” в Музее AZ
1 декабря 2021 — 29 мая 2022
Выставка представляет не только художника, но и коллекционеров: кураторы отобрали для нее работы из собрания врача Марка Курцера, бизнесменов Давида Гольдферта и Сергея Александрова, директора Музея современного искусства ART4 Игоря Маркина, который приобрел у наследника первооткрывателя Зверева Александра Румнева феноменальную серию иллюстраций молодого художника к “Петербургским повестям” Гоголя, и, конечно, из коллекции Наталии Опалевой — генерального директора Музея AZ.
Альбрехт Дюрер в Эрмитаже
8 декабря 2021 — 28 марта 2022
Дюрера не так давно показывали в Москве, в Историческом музее, но это были листы из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии. В Эрмитаже выставка втрое больше, и все экспонаты из российских собраний. Кураторы собрали вместе гравюры из серии “Апокалипсис”, “Страсти Христовы”, “Жизнь Марии”, собственноручные рисунки мастера, в том числе эскизы церковных витражей и штудии к живописному алтарю, а также произведения декоративно-прикладного искусства — витражи, кубки, камеи, выполненные по его рисункам и гравюрам. Отдельный раздел — “подражание Дюреру”, то есть копии и подделки, вариации “на тему” и “по мотивам”, заимствования и переосмысления.
“Французский рисунок XVI–XX веков из коллекции Инны Баженовой”
11 декабря 2021 — 6 марта 2022
Это третья выставка европейской графики из собрания Инны Баженовой. Открывают ее рисунки мастеров ХVI века, завершает “африканский” рисунок Амедео Модильяни, побывавший недавно на крупных ретроспективах художника в Лилле и Хельсинки. А между ними — и Ватто, и Делакруа, и Домье, и Тулуз-Лотрек.
Современный дагерротип в Pennlab Gallery
24 декабря 2021 — 6 февраля 2022
Художник Bailun создает современные дагерротипы, возродив серебряную технику фотографии XIX века и продолжив поиски Луи Дагерра. Pennlab показывает полсотни его работ из новой серии, название которой переводится как “реквием”. Дагерротипы — абсолютный антипод современных технологий: это сложнейшее искусство, тонкая ручная работа и отчасти мистика. Помещение бывшей типографии советского издательства “Правда”, в котором обосновалась галерея, эту мистическую линию усиливает.
“Константин Коровин и его ученики” в Новом Манеже
22 декабря 2021 — 27 февраля 2022
Интересная кураторская идея — представить Константина Коровина не только как выдающегося живописца, театрального художника и писателя, но и как педагога, который помог раскрыться дарованию многих художников.
На выставке можно увидеть работы его учеников, среди которых Сергей Герасимов, ставший позднее ректором Суриковского института; Алексей Исупов, много лет проживший в Италии, где его называли “прекрасным рисовальщиком и волнующим живописцем”; Георгий (Жорж) Лапшин, руководивший художественной студией при Доме русской молодежи в Париже; преподаватели ВХУТЕМАСа и главные художники Большого театра (в разные годы) Федор Федоровский и Петр Вильямс.
“Русский Константинополь” в Музее Востока
17 декабря 2021 — 23 февраля 2022
Константинополь, нынешний Стамбул, был первым пунктом на пути сотен тысяч русских эмигрантов, не признавших власть большевиков. Через три года большинство из них разъехались кто куда — в Сербию, Болгарию, Францию, Бельгию, — но эти три года изменили и русских беженцев, и город, в котором им пришлось жить.
О русском Константинополе рассказывают предметы из собрания Музея Востока и Фонда Александра Васильева: живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства и, конечно же, туалеты русских красавиц, многие из которых стали манекенщицами или открыли в Константинополе, а потом и в европейских городах собственные модные ателье.
“Поднесение к Рождеству” в Эрмитаже
Эрмитаж и ИФЗ представляют работы художников, трудившихся на Императорском фарфоровом заводе в царствование императора Александра I. Парадные вазы, декорированные по проектам французского художника-орнаменталиста Вивана Босе (1818–1876), его проектные рисунки и эскизы, а также уникальные живописные пласты с росписью саксонского мастера копийной живописи на фарфоре Августа Липпольда (1823–1915). Благодаря их таланту и мастерству качество исполнения декора фарфоровых изделий и копийной живописи достигло исключительно высокого уровня.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог “Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения Императорского фарфорового завода. 1850–1870-е годы”.
“Москва: проектирование будущего” в Музее Москвы
17 декабря 2021 — 14 мая 2022
Утопии, визионеры и творцы — выставка рассказывает, каким мог бы стать город, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский генплан. Пространство экспозиции проходит через временной таймлайн прошлого, настоящего и будущего.
История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции; в разделе “Утопии” можно увидеть автомобильный тоннель под Красной площадью и парящие в воздухе дома Георгия Крутикова.
На сенсорных столах с интерактивными играми у посетителей появится возможность создать свой идеальный город и пройти тест на знание основ градостроительства и архитектуры.
Специально для выставки студией “История будущего” Михаила Зыгаря сняты короткометражные фильмы, посвященные развитию дорожной, социальной и культурной инфраструктуры, паркам, а также событиям, которые повлияли на формирование города: переносу столицы, обводнению, пожарам, юбилеям и Олимпиаде-80.
Новогодний фестиваль в “Художественном”
25 декабря 2021 — 9 января 2022
В “Художественном” начинается еще один фестиваль. В программе — главные рождественские хиты Голливуда и современная новогодняя классика, а также лучшие фильмы, показанные в кинотеатре со времени его открытия после реставрации. В рамках фестиваля “Новый год и Рождество в “Художественном” пройдет российская премьера “Лакричной пиццы” Пола Томаса Андерсона — фильма, который кинокритик Антон Долин готов смотреть еще и еще.
“Три мушкетера” в театре “У Никитских ворот”
Все мы ждем подарка к Новом году — и вот он! Мюзикл по самому популярному в России роману. Пьеса Марка Розовского, которая впервые была поставлена в 1974 году в Московском ТЮЗе, а затем воплощена в любимом многими поколениями кинофильме, обретает новую жизнь в новой редакции. Соавторы спектакля — композитор Максим Дунаевский и поэт Юрий Ряшенцев, авторы песен из кинофильма “Д’Артаньян и три мушкетера”.