Куда сходить

Куда сходить в марте: 7 событий

Что же делать, надо жить, как говорят чеховские герои. Надо жить, искусство дает силы и надежду на то, что когда-нибудь нормальная жизнь вернется.
Куда сходить в марте 7 событий

“Святые врачи” в Музее Андрея Рублева

Музей древнерусского искусства в этом году отмечает юбилей — он был основан в 1947 году благодаря усилиям известного архитектора-реставратора Петра Барановского. Создание нового музея должно было спасти от разрушения ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как доказал Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев.

Первый крупный проект, открывающий юбилейный год, — выставка “Святые врачи”. В экспозиции редкие образы святых целителей, почитаемых в христианском мире, “Лечебники”, популярные в XVIII и XIX веках, а также дары, приложенные к иконам в благодарность или в надежде на исцеление. Экспонаты предоставили ряд государственных и частных музеев. Для медицинских работников вход на выставку бесплатный.

До 20 марта можно успеть увидеть выставку одного шедевра — иконы “Спас Нерукотворный”, созданной в 1672 году Симоном Ушаковым, царским изографом, возглавлявшим иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Произведений этого мастера в собрании музея нет, “Спас Нерукотворный” происходит из коллекции известного собирателя и мецената Александра Дадиани.

“Александр Альтман. Романтика предместий. Русский пейзаж парижской школы” в Музее русского зарубежья

Александр Альтман был человеком не только талантливым, но и необычайно удачливым, его жизнь — готовый сценарий для телесериала. Будущий мастер парижской школы родился в 1885 году в деревне близ Киева, в бедной еврейской семье, учился в хедере, но судьба приготовила ему встречу, которая все изменила. Мальчик попал в услужение к художнику Дорошевичу, получил от него первые уроки рисования и совет учиться в Европе.

К двадцати годам Альтман добирается до Парижа, живет там случайными заработками, впроголодь. После голодного обморока попадает в больницу Ротшильда в двенадцатом округе. Однажды его рисунок попадается на глаза попечителю больницы — и у молодого художника появляется покровитель. Поддержка меценатов позволяет ему путешествовать по Франции и работать на пленэре в окрестностях Парижа, Биаррица, Ниццы. По мотивам первых пленэров в 1908 году была собрана выставка в Париже, и в том же году Альтман стал экспонентом Салона Независимых.

На выставке в Музее русского зарубежья будут представлены тридцать работ, написанных художником в 1910–1930-х годах, из собрания Любови Агафоновой (галерея “Веллум”) и других частных коллекций. Большая экспонируются впервые. Пейзажи Альтмана дополнены его фотографиями из фондов Литературного музея Пушкинского Дома и открытками рубежа XIX–XX веков из собрания Государственной библиотеки искусств с изображениями живописных мест Франции, любимых импрессионистами.

Спектакль “Война и мир” в Театре имени Вахтангова

Этот спектакль вышел в прошлом году, когда всем нам казалось, что самое страшное, что могло с нами произойти, — это пандемия и она уже отступает. Для театральной Москвы он стал одним из главных событий, потому что это очень сильная, яркая, масштабная, и в то же время очень личная работа режиссера Римаса Туминаса. Это спектакль о любви к жизни, поэтому сейчас он так важен. Обязательно посмотрите его, если еще не видели.

Для театра он стал ответом той ситуации, которая вызывает у всех нас боль и страх. Вот что сказал об этом Туминас несколько дней назад:

“Вопреки всему мы должны вкладывать в этот спектакль, который стал нашим знаменем, веру в человека, осуждение и ненависть к войне, к смерти. И торжество мысли Толстого — учиться любить жизнь. Вот это и остается. Оно исключает любые конфликты — национальные, межнациональные и т. д. Эта любовь к жизни пускай сопровождает нас до конца наших дней”.

Фото: Яна Овчинникова

“Валерий Кошляков. Domus Maxima” в Музее архитектуры

Валерий Кошляков, художник, обладающий международной известностью, сделал этот проект специально для Музея архитектуры, для его экспозиционных пространств, которые располагаются в анфиладе классической усадьбы. Старинные стены подсказали художнику тему: архитектура и жизнь, современный диалог с классическим наследием.

Валерий Кошляков. Архитектурный натюрморт. 2020. Холст, темпера, ассамбляж. Собственность автора.

Проект “Разрез” в фонде Ruarts

Первый совместный site-specific проект московских художников Алексея Луки и Матвея Шапиро — дань уважения дому-замку, построенному известным архитектором Романом Клейном на Плющихе в 1894 году для уважаемого москвича, доктора Владимира Федоровича Снегирева.

Роман Клейн перестроил для него старую усадьбу, которую доктор купил в 1890 году, и придал ей облик маленького европейского замка с островерхими башенками и балкончиками.

В советское время маленький замок неоднократно менял своих владельцев, становился объектом различных махинаций и в конце концов пришел в запустение. Сейчас в нем идет реставрация, которая должна быть закончена летом 2024 года.

Проект Алексея Луки и Матвея Шапиро состоит из двух частей, исторической и инсталляционной. В первой – архивные документы, чертежи, исторические справки к уцелевшим элементам здания, история владельцев и самой усадьбы. Во второй — инсталляция, которая состоит из предметов, бывших частью дома, но не подлежащих реставрации (ручки, откосы, рамы, рейки, балясины). На выставке также представлена графика, ассамбляжи, коллажи и скульптуры художников.

Фото: Алексей Партола

“Ваш А. Солженицын” в Театре наций

Это спектакль, поставленный по произведениям и письмам Александра Солженицына — автора, которого Авангард Леонтьев, исполнитель главной роли, считает сильно недооцененным в России.

По замыслу режиссера Марины Брусникиной, он должен рассказать о становлении писателя, поэтому действие начинается в тот момент, когда в журнале “Новый мир” был опубликован “Один день Ивана Денисовича”, рассказ об одном дне жизни лагерного зека, то есть в 1961 году, и продолжаются до 1970-х, когда Солженицын стал нобелевским лауреатом.

Из тех фрагментов книг Солженицына, которые были выбраны для постановки, из его писем неизвестному адресату складывается еще одна тема — ценность человеческой жизни, честь, совесть, человечность, которые человек может сохранить в любых условиях.

Фото: Яна Овчинникова