Куда сходить

Куда сходить в октябре: 7 событий

От екатерининской оперы до блокчейн-технологий: семь событий второго месяца осени.
7

Лекции по истории моды в музее-усадьбе “Остафьево”

9–30 октября

В усадьбе Остафьево по субботам будут читать лекции по истории моды: место выбрано логично, если вспомнить, что гостями усадьбы были многие модники и модницы золотого XIX  века. 

Одна из них, красавица Прасковья Гагарина, была женщина “взбалмошная и смолоду на всякую проказу готовая”, вплоть до того, что однажды пожаловала в усадьбу на воздушном шаре. Ее верными и преданными поклонниками были писатели Долгоруков и Карамзин. Автор знаменитой “Истории государства Российского”, которая частично здесь и была написана, пользовался взаимностью воздухоплавательницы. Кроме Карамзина, в усадьбе гостили Пушкин, Батюшков, Грибоедов, Мицкевич и, конечно же, владелец Остафьево Петр Андреевич Вяземский.

Начало лекций — в 17:30, на всякий случай лучше записаться заранее и поинтересоваться, нужен ли для посещения QR-код. 

Алексей Венецианов в Третьяковской галерее

30 сентября 2021 — 6 февраля 2022

Выставка называется “Пространство, свет и тишина”, и это подсказка для зрителя, на что стоит обратить внимание при знакомстве с экспозицией, в которую вошли не только портреты и пейзажи Венецианова, но и произведения его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки. Через школу Венецианова прошло около 60 человек — солидная цифра, если учесть, что учил начинающих художников он сам и на свои деньги.

“Франция и Россия. Десять веков вместе” в Музеях Московского Кремля

17 сентября 2021 — 9 января 2022 

В двух исторических кремлевских зданиях, Успенской звоннице и Патриаршем дворце, открыта выставка раритетов, рассказывающих о тысячелетней дружбе двух государств. Предметы действительно уникальные: автограф французской королевы Анны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого (историки до сих пор спорят, писала ли она по-французски или по-латыни); напрестольное Евангелие XI века, написанное кириллицей и глаголицей и хранящееся в Реймсе. Как рукопись попала в Реймс, историкам неизвестно. По одной из версий, ее привезла с собой Анна Ярославна; по другой — первый император Константинопольской империи, заполучивший его во время Четвертого крестового похода.

Не менее завораживающие истории и у других экспонатов, которые намного ближе к нам по времени. Некоторые из них печальным образом связывают события Великой французской революции и Великой Октябрьской революции в России, например, туалетный прибор королевы Марии-Антуанетты, который был частью личной коллекции Николая II и Александры Федоровны. Коллекция императорской четы была в 1914 году упакована и отправлена из Петербурга в Москву. Ящики открыли только в 1922-м, когда владельцев уже не было в живых.

“Театрократия. Екатерина II и опера” в музее-заповеднике “Царицыно”

19 сентября 2021 — 9 января 2022

За сложным названием скрывается чудеснейшая выставка, которая будет интересна всем, кто любит театр, оперную музыку, век Просвещения, следит за новыми технологиями и видит, как много театрального в современной политической жизни. Русская императрица Екатерина II превратила музыкальный театр в инструмент коммуникации: языком оперы она объявляла монаршую волю, критиковала и одобряла, диктовала моду и развенчивала. 

Императрица и сама писала оперы: чего стоит хотя бы ее “Горебогатырь Косометович”, где в образе неудавшегося вояки русская государыня изобразила шведского короля Густава III, который не смог взять русскую крепость Нейшлот. В Петербурге, дабы не оскорблять иностранных дипломатов, опера не шла, но в Москве ее исполняли публично и с большим успехом.

В экспозицию вошли вещи из двадцати семи российских музеев, связанные с екатерининской оперой, а завершается путешествие по музейным залам VR-спектаклем режиссера Михаила Патласова и драматурга Ильи Кухаренко с актрисой Ингеборгой Дапкунайте в роли Екатерины II. За музыкальную часть отвечает ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский, известный своими интерпретациями музыки барокко и классицизма.

“Театрократия” — это не только выставка, но и фестиваль, который включает премьеру музыкального спектакля “Дидона и Эней” театра “Трикстер” и серию кинопоказов лучших оперных постановок из MET, Royal Opera House, Teatro alla Scala, организованную при участии TheatreHD и OperaHD.  К походу на выставку стоит подготовиться заранее: на входе у вас спросят QR-код.

Юрий Пименов в Новой Третьяковке

8 октября 2021 — 9 января 2022

Третьяковская галерея впервые показывает ретроспективу Юрия Пименова, хотя собрание его работ начало формироваться в музее еще в конце двадцатых годов. Прославившее художника полотно “Даешь тяжелую индустрию” прибыло в Третьяковку в 1929 году из Венеции, где оно экспонировалось на XVI биеннале. 

Не у всех ранних работ Пименова была столь же счастливая судьба: многие из них сам автор уничтожил в начале 1930-х, и это, возможно, спасло ему жизнь. Восемь из десяти уничтоженных художником картин создатели выставки смогли воспроизвести на металлических листах, используя фотографии и каталоги выставок. “Неизвестный Пименов” соседствует с полотнами, вошедшими в историю советского искусства, такими как “Новая Москва” и “Свадьба на завтрашней улице”.

Международная онлайн-конференция “Блокчейн-технологии: искусство, игра, смыслы” в мультимедиа-центре Русского музея

6 и 7 октября 2021

Что такое блокчейн и NFT, в чем выражается геймификация искусства, как новые технологии повлияют на авторское право — обо всем этом будут говорить в течение двух дней участники конференции в Русском музее. На одной виртуальной площадке встретятся эксперты в области блокчейн-технологий, NFT и игровой индустрии, юристы и искусствоведы.

Трансляция конференции будет доступна для всех желающих, а интерактивный формат позволит участникам взаимодействовать со спикерами в специальном чате. Посмотреть трансляцию и задать вопросы спикерам можно на YouTube-канале , сайте конференции nftweek.tech и на медиапортале Русского музея media.rusmuseum.ru

Выставка номинантов II Московской арт-премии (2-МАП) в парке “Зарядье”

На площадке перед спуском к Подземному музею в “Зарядье” появился новый объект — “Большая античная голова” Аристарха Чернышева. Прообразом для объекта послужила голова Александра Македонского, но лицо великого воина заменил анимированный знак загрузки. Скульптура гарантированно вызовет споры, но на это она и рассчитана: автор предлагает зрителю задуматься о том, кому мы воздвигаем монументы и как они будут восприниматься в будущем.

Две другие работы Аристарха Чернышева можно увидеть в выставочном зале Медиацентра в рамках выставки номинантов II Московской арт-премии (2-МАП) — первой городской премии в области современного искусства. В экспозицию вошли проекты, связанные с Москвой и созданные с января 2020-го по апрель 2021-го. Среди участников Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Паруйр Давтян, Павел Отдельнов, Ольга Божко, Кирилл Асс. Победителей назовут в ноябре, призовой фонд составляет 33 000 000 рублей.