Студия Dabbagh Architects во главе с Сумайей Даббагх завершила строительство мечети Мохамеда Абдулхалика Гаргаша, современного места поклонения, которое мастерски использует форму и естественный свет, чтобы вызвать чувство спокойствия и духовной связи.
Сумайя — одна из немногих женщин-архитекторов в ОАЭ, имеющих собственную студию. Она известна как автор многих культурно значимых зданий, а также была удостоена награды Architecture MasterPrize в 2020 году и номинирована на Премию Ага Хана в 2018-м.
Семья Гаргаша наняла ее, чтобы создать мечеть в память о бизнесмене, ушедшем из жизни в 2016 году. Мечеть задумывалась как подарок общине и место, которое будет хранить память о человеке и станет оазисом спокойствия в этом шумном мире.
Место, выбранное под строительство, расположилось в тихом районе Аль-Квос на юге Дубая. Потому что и заказчики, и архитектор хотели, чтобы здание было в максимально подходящем для молитв месте, вдали от городской суеты.
Сумайя построила серию пространств внутри здания, которые служат своеобразными атмосферными шлюзами: человек, проходя через них, постепенно погружается в тишину и ощущает нарастающее чувство близости со священным.
“Из-за отвлекающих факторов в нашей современной загруженной жизни может быть сложно успокоить ум и обрести внутреннее спокойствие, позволяющее полностью погрузиться в молитву, — говорит Сумайя. — Благодаря дизайну создается серия пространств, которые позволяют верующему уйти от суеты внешнего мира и подготовиться к внутреннему опыту”.
Путешествие начинается уже на входе: прихожане переступают порог и оказываются во внутреннем дворе, закрытом перфорированным навесом. Он ведет к месту омовению, которое способствует очищению разума и подготовке к молитве. Далее маршрут продолжается до вестибюля, где происходит финальное избавление от материального мира — снятие обуви.
Оказавшись внутри молитвенного зала, посетитель далее переходит в замкнутое пространство. Все это время свет меняется, чтобы усилить ощущения. Наконец, когда прихожанин входит в главный зал, он максимально готов к молитве.
Архитектор, стремясь поддерживать местную промышленность и придерживаясь экологически рационального подхода к дизайну, использовала только локальные материалы: камень из Омана и бетон, алюминий, облицовку, столярные изделия и керамику из ОАЭ.