1.Увидеть программу перформансов в самых неожиданных для современного искусства местах
Например, в пространстве екатеринбургского Главпочтамта, шедевра конструктивизма тридцатых годов. Или в помещениях бывшего кинотеатра “Салют” — по словам сокуратора 6-й Уральской биеннале архитектора Ассафа Киммеля, план у этого здания сумасшедший, ни одного прямого угла. Еще одна нестандартная площадка — Екатеринбургский цирк, построенный в девяностых. Здесь перформативная и выставочная программы завершатся уже в следующие выходные, то есть 24 октября. Выставки основного проекта можно посмотреть до 5 декабря.
2. Побывать на действующем оптико-механическом заводе, на время биеннале открытом для публики
Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской биеннале, рекомендует начать экскурсию по Екатеринбургу именно здесь. “На этот раз Уральский оптико-механический завод — не просто площадка биеннале, как в 2019 году, когда люди были потрясены возможностью попасть на территорию действующего режимного предприятия. Наша коллаборация с Ростехом вышла на следующий уровень: суперновый цех, который был запущен в 2016 году, наполовину занят станками и машинами, а на второй его половине размещены инсталляции. Когда ты находишься в центре производственного процесса, это особенное чувство, и я всем советую его испытать”.
3. Посетить закрытые города, которых еще недавно не было на карте страны
Сердцем Уральской индустриальной биеннале является программа “Арт-резиденции”, которая опирается на местную специфику: художники из разных стран и городов приезжают на Урал, чтобы создавать произведения искусства непосредственно на действующих предприятиях. В этом году программа проходила в городах Асбест, Нижний Тагил, Полевской и поселок Черноисточинск в Свердловской области, Кыштым, Сатка, Челябинск и поселок Сокол в Челябинской области. Хитом, по общему мнению, стал проект Павла Отдельнова, который называется “Звенящий свет” и рассказывает историю первого в СССР атомного реактора, построенного здесь, на Урале. Алиса Прудникова считает, что работа Отдельнова является важным событием не только для биеннале, но и для всего российского искусства в целом. “Поразительнейшая работа, которая находится в бывшем общежитии сотрудников НКВД и по-новому открывает историю страны для моего поколения”. Экспозиция Павла Отдельнова построена как музей, экспонатами которого стали фотографии и фрагменты опубликованных воспоминаний. Автор предлагает зрителю самому выстроить связи между ними и собрать общую картину происходившего в секретной “Лаборатории Б”.