Дизайн

Триумф дизайна: как прошла выставка Fiac 2021 и что еще нужно увидеть в Париже этой осенью

Стилист и декоратор Марина Бессонова побывала в Париже на арт-ярмарке Fiac 2021 и рассказала, что еще можно увидеть во французской столице в ближайшие месяцы. Конечно, если у вас есть Green Pass. 
Fiac 2021

На протяжении многих столетий Париж привлекал внимание творческих элит со всего света. Удержать этот статус — значит двигаться все время вперед, а именно: постоянно менять модель городского пространства, устремляться не в прошлое, а в будущее, сублимировать в себе все самое передовое, удивлять и восхищать одновременно. 

Можно сказать, что осенний Париж 2021 года не знает себе равных. Бесконечное количество новых институций в виде ресторанов, отелей, выставочных площадок. Город обновляется в стремительной прогрессии (на носу Олимпиада-2024), искусно насаждая “передовое новое” в “историческое чтимое”. Обилие выставок и стремящихся их увидеть разом после длительного перерыва абсолютно зашкаливает. И это не может не радовать!

По числу громких событий и презентаций Париж в октябре практически превзошел событийность предыдущего сентябрьского периода, который славен на дизайнерские новинки, сопутствующие выставке Maison & Objet. Под эгидой 47-й по счету арт-выставки Fiac город накрыла волна искусства и коллекционного дизайна. Париж превратился в столицу арта и дизайна.

Александр Кальдер на Вандомской площади

Жемчужиной и форпостом этого события, провозгласившими яркость и силу искусства как такового, стала инсталляция “Летающий дракон” авторства американского художника Александра Кальдера. С подачи главного арт-дилера современности Ларри Гагосяна огромная скульптура из стали приземлилась у Вандомской колонны — символа победы наполеоновских войск 1805 года. Сама же скульптура датируется 1975 годом создания (за год до ухода из жизни художника) и ознаменовывает открытие третьей галереи Гагосяна в Париже. Новое пространство на Rue Castiglione 9, как и предыдущее на Rue Ponthieu 4, посвящены работам Александра Кальдера. Инсталляция является частью программы Fiac Hors Les Murs, в рамках которой искусство выходит за пределы музейных и галерейных стен.

Выставка The Narcissus Theorem

К подобной акции была приурочена выставка The Narcissus Theorem французского художника Жан-Мишеля Отоньеля в Малом дворце (Petit Palais). Под эгидой галереи Perrotin и Christian Dior Parfums около 70 работ “рассыпались” как золотые и серебряные бусины по всему пространству сада и залов музея. Сложно отказать себе в нарциссизме, когда вокруг тебя сконцентрирована красота в полном ее абсолюте. Архитектура в стиле бозар с тропической растительностью и фонтанами без ложной скромности послужили лучшим фоном для эмоциональных ювелирных инсталляций Отоньеля. Стоит заметить, что вход в этот “сад удовольствий” свободный. Одну из известных скульптур художника можно лицезреть над входом на станцию метро Palais Royal. В 2000 году в честь столетия парижского метро один из первых объектов паблик-арта в виде воздушного купола из блестящих бусин появился именно благодаря Отоньелю. Выставка продлится до 2 января 2022 года.

Ярмарка современного искусства Fiac

Центральной точкой парижского мира искусства в настоящий период стал новый павильон Grand Palais Ephemer авторства Жан-Мишеля Вильмотта (Русский духовно-культурный православный центр в Париже, отель Lutetia). Именно здесь ярмарка современного искусства Fiac представила на суд зрителей 170 галерей из 25 стран.

Отдельного внимания заслуживают парижские галереи, которые выступили с предметами коллекционного дизайна. Galerie Kreo представила работы Вирджила Абло в виде бетонного кресла Efflorescence, диджитальную живопись Эрвана Буруллека, зеркало Cheeky и вазу Mentolato Хайме Айона, а также объекты итальянских модернистов — Франко Альбини, Джо Коломбо и Джино Сарфатти. 

Бессменный рупор французского модернизма в лице Galerie Patrick Seguin представила работы Жана Пруве, Шарлотты Перриан, Пьера Жаннере, Ле Корбюзье и Жана Руайера.

LAFFANOUR — Galerie Downtown в своей сценографии использовала не только классику французских дизайнеров XX века. Свет Akari от Исаму Ногучи, скульптура Signal от Vassilakis Takis и бронзовые объекты Richard Texier прекрасно вписаны в модернистский контекст. И одним из самых интересных стендов можно назвать сценографию галереи Jousse Entreprise. Помимо классической для галереи керамики авторства Kristin McKirdy инсталляция пестрит такими именами, как Mathieu Mategot, Martin Szekely и безусловным сетом, состоящим из кресел и кофейного столика авторства Пьера Полена.

Логичным продолжением подобного арт-манифеста послужила выставка Moderne Art Fair, расположившаяся в двух павильонах вдоль Елисейских Полей. Абсолютными лидерами просмотров оказались галерея Dumas Limbach с предметами мебели 70-х годов, скульптурами Филиппа Икили и керамическими столиками Рожера Капрона. Модная на сегодняшний день парижская галерея Maison Parisien выступила с пластичными панно Simone Pheulpin, футуристичными скульптурами из стекла Gerald Vatrin и мебелью из тонких древесных лент от Pierre Renert. Поддержать весь триумф эстетики семидесятых годов были призваны парижские галереи Maison Rapin с кинетическими работами Marc Cavell и галерея Gam с популярными столиками авторства итальянского фотографа и дизайнера Willy Rizzo. За новые скульптурные формы, выполненные в современной керамике, отвечала бельгийская галерея Modern Shapes Gallery в лице Dorothee Loriquet и Ken Eastman.

Экспозиция галереи Dumas Limbach. 

Экспозиция галереи Maison Parisien. 

Экспозиция галереи GAM. 

Экспозиция галереи Maison Rapin. 

Экспозиция галереи Modern Shapes Gallery. 

Экспозиция галереи Modern Shapes Gallery. 

Художественный фонд Lafayette Anticipations (архитектурный проект Рема Колхаса) презентовал уникальную выставку с арт-инсталляциями от бельгийского дизайнера Мартина Маржела. Работы Дома в области дизайна всегда отличались исключительно монохромным белым цветом, присущим общей концепции бренда. На сегодняшний день модный дизайнер впервые выставил свои фотографии, картины, скульптуры уже в качестве художника. Маржела в этот раз прибег абсолютно к разной и колористике, и пластике, и материалам в том числе. Создав некий лабиринт, в котором происходит иммерсивное представление объектов работниками фонда, объекты транслируют гимн красоте и телу. Большой интерес вызывает скульптура Nails, представляющая собой красные женские ногти, представленные в двух масштабах: как небольшая скульптура из фарфора (производство Nymphenburg) и объекты в человеческий рост из лакированного стекловолокна. Выставка продлится до 2 января 2022 года.

Один из главных участников всех арт-ярмарок и биеннале — Carpenters Workshop Gallery, в коллекциях которой охотники за современным искусством начали присматриваться к таким предметам, как столы и стулья. Итальянский художник и архитектор Винченцо Де Котис будучи постоянным контрибьютором галереи, в этом году в рамках Fiac показал в Париже свою персональную выставку Crossing Over. Переработанное стекловолокно, стекло, камень, металл трансформируются в абсолютно уникальные конструкции, формы, очертания, которые в своем миксе работают и как арт-тотемы, и как элементы прикладного характера. Столы, кресла, консоли и системы хранения в коллекции Crossing Over — исключительно результат воображения художника Де Котиса, который блестяще демонстрирует свой тип мышления, созданный исключительно для уникатов и коллекционного дизайна. Выставка продлится до 23 декабря 2021 года.