Дизайн

Женщины в тени мужского дизайна: 6 историй

В последнее время становится трендом говорить о женщинах в архитектуре и дизайне, будто бы компенсируя все те годы, когда их заслугам не уделяли должного внимания.
Женщины в тени мужского дизайна 6 историй

Мы то и дело слышим, что за каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Хотя на самом деле эти великие женщины стояли не за кем-то, а вполне самостоятельно, немногим из них удалось получить заслуженное признание. Робкие рассуждения об особенном “женском дизайне” еще более усугубляют ситуацию, будто бы у мужчин — настоящий дизайн, а это так себе — игрушки и сплошное недоразумение. Постараемся восстановить историческую справедливость и перечислить тех, кто был в начале непростого пути превращения дизайна во “внегендерную” профессию.

Лилли Райх

Лилли Райх.

Знаете ли вы, что Лювиг Мис ван дер Роэ не создал никаких значительных предметов мебели ни до, ни после периода его совместной работы с Лилли Райх? Она была не только единственной женщиной в Немецком Веркбунде, но и первой, кто стал его директором. Вместе с ван дер Роэ она проработала 13 лет, участвуя в том числе и в создании мебели для Павильона Германии в Барселоне. Она профессионально занималась промышленной вышивкой, оформлением витрин и выставок, проектировала “Зеркальную квартиру” в Штутгарте, а после эмиграции ван дер Роэ в США оказалась в изоляции в нацистской Германии и умерла вскоре после войны.

Самое знаменитое здание “современного стиля” – павильон Германии в Барселоне работы Людвига Мис ван дер Роэ – появилось восемьдесят пять лет назад.

архивы пресс-служб

Марианна Брандт

Марианна Брандт.

Ее серебряный чайник вошел во все учебники по “Баухаузу” и выставляется в Британском музее. Первая женщина, допущенная в мастерские по металлу, и первая женщина впоследствии их директор. В кругах профессионалов ее пепельницы, лампы, кофейные и чайные сервизы считаются одними из лучших образцов “Баухауза” периода Веймара и Дессау, однако в глазах широкой публики первое место навсегда занято ее учителем Ласло Махони-Наги. Талантливый художник, скульптор и фотограф, за пределами “Баухауза” она так и не смогла создать самостоятельную дизайнерскую карьеру и работала преподавателем.

Настольная лампа Kandem, 1928, Марианна Брандт.

архивы пресс-служб

Эйлин Грей

Эйлин Грей.

В 1920-х и 1930-х она оформила квартиру на рю де Лота в Париже и два дома во Французских Альпах, для которых она проектировала и мебель, и лампы, и настенные панели, используя свои любимые геометрические орнаменты. Она заработала “лаковую болезнь” — профессиональный кожный недуг тех, кто работает с лаковыми миниатюрами, которым она посвятила всю свою молодость. Выставлялась по приглашению Ле Корбюзье на Парижской выставке 1937 года. Современники считали ее одной из ключевых фигур модернизма, но после Второй мировой войны она была будто бы стерта из памяти, уступив всю славу своим единомышленникам — Ле Корбюзье и Малле-Стивенсу. По грустной иронии, и карьера ее началась с того, что она открыла свою собственную галерею в Париже под вымышленным мужским именем — Жан Дезерт.

Вилла E 1027 на Ривьере, построенная Эйлин Грей в 1930 году. На фото: кухня в росписи Ле Корбюзье.

архивы пресс-служб

Шарлотта Перриан

Шарлотта Перриан.

В 1927 году Ле Корбюзье захлопнул перед ней дверь своей парижской студии: “Мы здесь не подушки вышиваем”. Ей было 24. В том же году она создала “Бар под крышей” — гостиную из алюминия, стали и стекла. Корбю извинился, и они проработали вместе не один год. Она проектировала стулья из стальных хромированных трубок, интересовалась эргономикой и положением человеческого тела в шезлонгах, рассчитывала бюджеты и затраты на массовое производство мебели, занималась оформлением Парижской выставки 1937 года, лыжного курорта в Савойе, комнат в Cite Universitaire и “Марсельской единице”. Она увлекалась Востоком, прожила почти сто лет, а сейчас ее мебель выпускает бренд Cassina.

В 2014 году Louis Vuitton воссоздал "Дом на берегу", проект которого Шарлотта придумала для конкурса в 1934 году.

архивы пресс-служб

Рэй Имз

Рэй Имз.

Несмотря на то что имя Александры Беренис Имз всегда упоминается вместе с именем ее знаменитого супруга, может сложиться ошибочное впечатление, будто она была лишь его тенью и ассистентом. На протяжении практически всей их совместной работы бизнесмены хотели общаться только с Чарлзом, а критики приписывали все предметы ему одному. Однако помимо Time-Life chair, который, по версии многих источников, был полностью ее собственной разработкой, она была художником, фокусировала свое внимание на цвете, материале и рисунке, создала коллекции текстиля с абстрактными геометрическими формами и базовой палитрой. В одном из поздних интервью Чарлз Имз сказал о жене: “Я говорю, что все это сделал я, но на самом деле она сделала не меньше моего, просто ее работа скрывается под тем же самым “корпоративным” именем”.

Орнамент Dot Pattern (1930), перешедший с абстрактных картин Рэй Имз на текстиль, например на шерстяной плед, созданный для выставки MoMA в 1934 году.

архивы пресс-служб

Флоренс Нолл Бассетт

Флоренс Нолл Бассетт.

Флоренс Нолл Бассетт со школьных лет вошла в архитектурные круги благодаря дружбе с финским архитектором Элиэлем Саариненом и его сыном. А впоследствии отучилась у таких мастеров XX века, как Вальтер Гропиус, Марсель Бреер, а также Людвиг Мис ван дер Роэ. Вместе со своим мужем Гансом Ноллом она сформировала одну из самых могущественных мебельных компаний и показала миру революционный подход к планированию интерьера — она не просто декорировала пространство, а создавала его. С ее подачи появился новый вид офиса — простой, современный, лишенный огромных дубовых столов и лишних перегородок.

Офис Cowles Publication по проекту Флоренс Нолл.

Флоренс активно принимала участие в разработке мебели, и некоторые из ее работ стали настоящими символами дизайна XX века и вневременными хитами из-за универсального дизайна. В 1955 году после смерти мужа она стала президентом Knoll, а затем переключилась на управление департаментом дизайна и развития компании. Она ушла из жизни как женщина-революционер в дизайн-индустрии, создавшая абсолютно новый вид офисной среды и ставшая “повелительницей” стиля модерн.

Флоренс Нолл, Ээро Сааринен и его стул Tulip для Knoll.

article image
Ровно неделю назад, 25 января, в возрасте 101 года ушла из жизни дизайнер, архитектор, соосновательница легендарной компании Knoll Флоренс Нолл Бассетт. Мы вспоминаем факты из ее биографии и рассказываем, почему ее заслуженно считают одной из самых могущественных женщин в истории дизайн-индустрии.