sady-serebryanogo-veka-vystavka-v-muzee-zapovednike-caricyno
События

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно”

27 Апреля 2019 - 26 Августа 2019.
Москва

Реальные и воображаемые сады в творчестве художников второй половины XIX — начала ХХ века.

AD Magazine

Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал — как глава одной большой книги.

“Сад символов” — это загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года — “Теремок” Головина, приютивший мебель из Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о “каменном саде” в архитектуре русского модерна.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 1
К. Ф. Богаевский. Тропический пейзаж. 1906. Русский музей.

Два больших зала отданы живописным воплощениям сада. “Сад памяти” показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, картина Эльзы Баклунд “Бабушкино платье”, любимые парки Александра Бенуа Петергоф и Версаль и Павловский парк на гравюрах Анны Остроумовой-Лебедевой.

История Царицына в видеоинсталляции
Может быть интересно
История Царицына в видеоинсталляции

Зал “Сад мечты” посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал ”сады моей души”. Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, лирические образы художников “Голубой розы”, искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 2
В. Э. Борисов-Мусатов. Окно. 1886. ГТГ.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием “В старой усадьбе” представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих “над просветленною страданьем красотой”. “Сады на сцене” — это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету “Павильон Армиды”.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 3
Н. Д. Милиоти. Сафо. 1928. Из коллекции В. А. Дудакова.

Дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей посвящен зал “Человек в саду”. Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском парке “Аквариум”, веселые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева.

Выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее
Может быть интересно
Выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее

Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале “От сада к пейзажу” собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 4
Н. И. Альтман. Подсолнухи. 1915. Русский музей.

В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет — и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 5
А. Н. Бенуа. Яблоня. Рис для азбуки. Буква Я. 1904. Русский музей.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров “Голубой розы”. Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев — статуи спящих мальчиков и девушек. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал — в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик.

“Сады Серебряного века”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 6
П. С. Уткин. Кучук-Кой. Из коллекции В. А. Дудакова.

“Сады Серебряного века” — второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка “Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России”. Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета Фестивалем садов и цветов, который пройдет под открытым небом в царицынском парке.

Читайте также