Архитектура интересовала женщин всегда: еще в XVI веке Катрин Брисонне в одиночку руководила строительством французского замка Шенонсо, пока ее муж Том Бойе был на войне. На стенах фасада даже сохранилась вырезанная надпись-девиз S’il vient à point, me souviendra (“Если удастся построить Шенонсо, меня будут помнить”).
Но все-таки женщин-архитекторов помнят неохотно: едва ли можно перечислить десять действительно громких имен. За всю историю попасть в ряды признанных профессионалов удалось немногим: сейчас среди сорока трех притцкеровских лауреатов всего пять женщин — Заха Хадид (2004), Кадзуё Сэдзима (2010), Ивон Фарелл и Шелли Макнамара (2020) и Анн Лакатон из дуэта Lacaton & Vassal (2021).
Первые квалифицированные женщины-архитекторы
В конце XIX века женщины начали поступать в технические университеты и получать лицензии архитектора. Но высшее образование не гарантировало успешную карьеру. София Хейден Беннетт, первая женщина, окончившая Массачусетский технологический институт в 1890 году, реализовала за всю свою жизнь лишь один проект. Из-за гендерной дискриминации она так и не смогла найти работу по профессии и была вынуждена устроиться учителем черчения в школу.
Чуть больше повезло Марион Махони Гриффин, получившей одной из первых в США лицензию архитектора. В 1895 году она устроилась помощницей к Фрэнку Ллойду Райту и проработала с ним более четырнадцати лет, однако оставаясь в тени. Она проектировала здания и мебель, создавала удивительные витражи и панно, а также рисовала акварельные изображения, которые, вероятно, составили почти половину эскизного портфолио Райта. Кроме того, Махони была одной из родоначальниц школы прерий.
Казалось бы, женщины получили возможность заниматься любимым делом, но это была иллюзия — до признания их талантов было еще далеко. Например, Баухаус, самая прогрессивная архитектурная школа того времени, в 1919 году начала открыто принимать в программу квалифицированных женщин, однако при поступлении преподаватели настоятельно рекомендовали им выбирать женские ремесла. Так девушки, мечтавшие стать скульпторами, архитекторами, художниками, оказывались у ткацкого станка.
Иконы архитектуры
Французскому архитектору Эйлин Грей удалось не только без профильного образования спроектировать одну из икон модернистской архитектуры — виллу Е-1027, но и обогнать Ле Корбюзье, придумав раньше него мебель из гнутых металлических трубок.
Грей изучала изобразительное искусство в лондонской школе Slade, производила мебель, оформляла интерьеры, а строительством занялась лишь в сорок шесть лет, когда встретила архитектора Жана Бадовичи. В начале 1920 года она купила участок земли в Рокбрюн-Кап-Мартен и наняла только двух рабочих. Проведя три года в сложных тектонических расчетах и изучении направления ветра и динамики солнечного освещения, Грей завершила свой проект и подарила виллу со всей мебелью своему возлюбленному, зашифровав в названии Е-1027 их имена. Архитектура Эйлин Грей значительно опережала время: соседей внешний вид виллы смешил, потому что напоминал им океанский лайнер.
С такой же ситуацией спустя двадцать лет столкнулась и бразильский архитектор-модернист Лина Бо Барди. Ее новаторский дизайн часто шокировал публику: в 1950-м она построила для себя Glass House — первый дом со стеклянными стенами, а позже по этому же принципу — Художественный музей Сан-Паулу с панорамными окнами.
Труды Лины Бо Барди и Эйлин Грей признали не сразу, зато сейчас их здания по-прежнему выглядят современными. Но главное — своим примером они доказали, что в архитектуре есть место женщинам и оно не в тени мужчины.
Феномен Захи Хадид и женщины XXI века
Архитектор иранского происхождения Заха Хадид во всем была первой: она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию и Королевскую золотую медаль RIBA. Построив десятки знаковых сооружений по всему миру, от комплекса Galaxy Soho в Пекине до бизнес-центра Dominion в Москве, она положила начало новому витку в развитии архитектуры.
Японка Кадзуё Сэдзима становится первой женщиной-куратором Венецианской архитектурной биеннале и получает вместе со своим партнером по бюро Притцкеровскую премию. Мексиканка Фрида Эскобедо оказывается самым молодым приглашенным архитектором, спроектировавшим павильон Serpentine. А журнал Time включает Джинну Ганг и Элизабет Диллер в списки “100 самых влиятельных людей”. Кажется, что мир старается наверстать упущенное время и попросить прощения у тех, кто так и остался непризнанным.
Однако даже в XXI веке есть место гендерной дискриминации: по данным журнала Architectural Review за 2016 год, 40 % женщин указали, что получали бы больше, будь они мужчинами, а только 15 % считают, что строительная индустрия полностью воспринимает авторитет женщин.
Женщины в истории архитектуры
В Санкт-Петербурге появляются Высшие женские политехнические курсы с архитектурным, инженерно-строительным и химическим отделениями.