Градиент, деграде, омбре — как только не называют растяжку цвета при покраске стен. Если вдаваться в подробности, то у этих понятий действительно есть незначительное отличие: деграде (от фр. dégradé — “перепад”, “размытие”) — переход одного оттенка цвета в другой, как правило, более светлый; омбре (от фр. ombré — “тень”, “затенение” ) практически то же самое, однако цвет технически должен уходить уже в темный оттенок; градиент же — это переход одного цвета в другой. При этом технология покраски может быть совершенно разной — плавной, “тушеванной” и даже немного резкой, все зависит от того, каким способом будет наноситься краска.
Особенно хорошо растяжка цвета смотрится в таких пространствах, где это логически обосновано. Так, в квартире дизайнера Екатерины Нечаевой почти из всех окон квартиры открывается вид на храм Григория Неокесарийского. “Есть такой прием, когда ты улицу “переносишь” в интерьер, чтобы все жило вместе, — напоминает дизайнер. — В гостиной я взяла лососевый оттенок, а в кабинете — желтый”. Делать однотонные стены ей показалось скучным, так появилась идея с растяжкой цвета, за исполнение которой взялся художник Андрей Бергер из FGA Street Art Platform. И если в гостиной мы видим пример градиентной покраски (лососевый аккуратно переходит в пепельно-серый), то стены кабинета, согласно нашим определениям, соответствуют понятию “деграде”.
Похожий рыже-розовый оттенок дизайнер Юлия Алексеева использовала в спальне одного из своих проектов. Здесь колористика построена на сочетании пепельно-серого, туманно-голубого и кораллового с примесью сепии. “Это и оттенки рассвета, и цвета заката — вечером при включенном свете стены принимают на себя блики ночного неба”, — рассказывает Юлия.
А вот креативный директор “Арт-бюро 1/1” Елена Соловьева признается: “Мне не так важен цвет, как ощущение, которое он дает”. Поэтому в проекте этой московской квартиры дизайнеры использовали обои с деграде, чтобы воссоздать рассвет или закат за окнами. Желтые детали на фоне сине-зеленой стены детской воспринимаются как солнечные блики, а белый декор у окна в глубине комнаты сменяют розоватые предметы мебели, имитирующие свет вечернего солнца.
Дизайнер Борис Денисюк всю квартиру заказчиков погрузил в мягкий белый цвет, краску специально наносили кистью вручную, потому что такая техника придает поверхности особый отблеск на свету. Кроме того, при необходимости можно смело самому подправить появившиеся недочеты. Небольшое исключение автор проекта сделал для детской, там появляется импровизированное море. Органично в такое пространство вписались качели на канатах, конструкция с гамаком и пегборд.
И если в жилых пространствах, судя по нашим примерам, чаще всего цвет растягивается от белого у потолка к насыщенному оттенку у пола, то дизайнеры бюро KIDZ в интерьере для банка поступили наоборот. Задача от заказчика стояла непростая — изменить привычное представление о банковских пространствах, поэтому в интерьере нельзя было использовать тематические клише. “Мы очень хотели, чтобы у посетителей и клиентов не было ощущения формальности и бюрократичности, как в отделении обычного банка. Чтобы сломать такие стереотипы, мы сделали пространство максимально открытым, безбарьерным и комфортным”, — рассказывает Анастасия Сафьяненко, соосновательница дизайн-бюро KIDZ. Чтобы от потолка высотой 4,5 м, да еще и с открытыми коммуникациями, не веяло холодом, дизайнеры погрузили его в приятный зеленый оттенок, а чтобы ничто не отвлекало внимания от такого приема, решено было придерживаться правила “минимализм во всем” — в мебели, деталях и даже освещении.
Интересное решение для применения деграде нашла Ирина Глик: чтобы расширить небольшое пространство ресторана AVA на Малой Бронной, она наполнила интерьер зеркалами, но вместо привычной отражающей поверхности подобрала состаренное зеркало (оно проходит по одной из стен) и зеркала, уходящие в белое стекло (ими Ирина оформила центральную колонну). От такого приема складывается впечатление, что верхняя капитель колонны (куда спрятана вся инженерия, чтобы потолок был выше) зависла в воздухе. Усиливает эффект парящий вокруг нее металлический светильник.