Портрет

Портрет: ленд-арт художник Николай Полисский

Николай Полисский — первый российский художник, начавший работать в жанре ленд-арт. О том, каково это — быть первопроходцем, узнала Ольга Сорокина.
Портрет лендарт художник Николай Полисский
Художнику Николаю Полисскому 64 года. В новом жанре он работает с 2000го.

Художнику Николаю Полисскому 64 года. В новом жанре он работает с 2000-го. 

Yuri Palmin

С Николаем Полисским мы встретились летом в галерее “ГУМ-Red-Line” перед открытием его выставки “Русская античность”. Параллельно у стен ГУМа в рамках проекта “Красный сад” можно было увидеть еще один арт-объект Полисского ― высокую деревянную “Колонну”. Вопрос о том, думал ли он когда-нибудь, что его творения попадут на Красную площадь, напрашивался сам собой. “В юности ты не выберешь профессию художника, если у тебя нет мечты стать великим”, ― философски отвечает Николай.

“Бобур” 2013 год. Трубы этого объекта напоминают вентиляционные раструбы на фасаде парижского Центра Помпиду который...

“Бобур”, 2013 год. Трубы этого объекта напоминают вентиляционные раструбы на фасаде парижского Центра Помпиду, который находится в районе Бобур.

Разобраться в том, мечтал Полисский об успехе или нет, непросто. Одет он скромно, на щеках ― задорный румянец, на вопросы отвечает так, будто рассказывает байки, и все свои достижения списывает на серию случайностей. Когда в 1989 году художник решил переехать из Москвы в Никола-Ленивец, он ни на что не рассчитывал, а знакомые над ним даже смеялись. “Дети были маленькими, и мы просто искали место, где было бы хорошо жить, про искусство тогда никто не думал”, ― рассказывает Николай. Тем не менее сейчас фестиваль “Архстояние”, основанный им в 2006 году, и деревня Никола-Ленивец в Калужской области знамениты не только в России, но и за ее пределами. “Всем охота проявить себя в Никола-Ленивце, мы уже стали как институция: и молодые, и состоявшиеся художники мечтают к нам попасть”, ― продолжает Николай.

“Снеговики” 2000 год. Первый проект Николая Полисского с которого началась его “карьера” лендартхудожника.

“Снеговики”, 2000 год. Первый проект Николая Полисского, с которого началась его “карьера” ленд-арт-художника.

“Бамбуковые волны” 2017 год Япония.

“Бамбуковые волны”, 2017 год, Япония.

Новый творческий этап в жизни Полисского совпал с миллениумом, поэтому во всех интервью он называет себя “художником XXI века”. Николай окончил Мухинское училище в Санкт-Петербурге и состоял в группе “Митьки”. Но в сорок два года отказался от живописи и решил заняться чем-то совсем другим. Первым был проект со снеговиками: больше двух сотен снежных “человечков”, слепленных местными жителями, появилось на холме в Никола-Ленивце. С тех пор так и повелось: для работы художник использует только бесплатный подручный материал и помощь местных, считая всех своими соавторами. “Деревенские ― очень осторожные, подозрительные, и нужно заручиться их уважением, а это происходит постепенно. Если бы я несколько лет до этого не прожил в Никола-Ленивце, они бы не стали мне помогать, ― рассказывает Николай. ― За каждого слепленного снеговика я платил по десять рублей. Конечно, сначала люди работали только за деньги, а потом завелись, у них появился азарт”. А вот башню из сена “Зиккурат” уже возводили действительно всей деревней. “Было человек сто, ― вспоминает Полисский. ― По выходным приходили все жители и помогали стоговать. Они относились к этому делу как к пикнику, и им было ­интересно”.

Башня из сена “Зиккурат” была возведена в 2001 году и стала первым объектом который сожгли в НиколаЛенивце. Так родилась...

Башня из сена “Зиккурат” была возведена в 2001 году и стала первым объектом, который сожгли в Никола-Ленивце. Так родилась традиция сжигать арт-объекты на Масленицу.

Башня из сена “Зиккурат” была возведена в 2001 году и стала первым объектом который сожгли в НиколаЛенивце. Так родилась...

Башня из сена “Зиккурат” была возведена в 2001 году и стала первым объектом, который сожгли в Никола-Ленивце. Так родилась традиция сжигать арт-объекты на Масленицу.

Сейчас местные жители поддерживают порядок в арт-парке в Никола-Ленивце, обеспечивают его работу. Одни открыли кафе, другие ― гостиницы, а третьи помогают строить арт-объекты и образуют артель “Никола-Ленивецкие промыслы”. На мой вопрос, понимает ли он, как помог деревне, Николай отвечает так: “Наверное, если бы не было нашего предприятия, и деревни бы уже не было ― все бы разъехались по городам. А так ― слава идет, люди приезжают, местные понимают, ради чего трудятся, и гордятся результатом”.

“Пермские ворота” 2011 год. В этом объекте в Перми Николай Полисский обыгрывает архитектурную форму триумфальной арки.

“Пермские ворота”, 2011 год. В этом объекте в Перми Николай Полисский обыгрывает архитектурную форму триумфальной арки.

Портрет лендарт художник Николай Полисский

Николая Полисского называют пионером российского ленд-арта, но сам художник считает, что у того, чем он занимается, еще нет названия. “Ленд-арт равнодушно относится к зрителям, а к нашим объектам не зарастает народная тропа, ― объясняет он. ― Когда я начинал, не думал ни о каком конкретном направлении, и у меня не было никаких примеров перед глазами”. Однако свои принципы у Николая все-таки есть: его объекты всегда сделаны из местных природных материалов и органично вписаны в пейзаж, скорее даже “вырастают” из него. По таким же правилам отбираются работы для “Архстояния”: Полисский никогда не возьмет проект “с именем”, если он не подходит или ему невозможно найти гармоничное место. Окружающая обстановка или среда имеют большое значение для художника. К примеру, прежде чем начать делать объекты для выставки “Русская античность”, он выяснил, в каком пространстве они будут представлены, и учитывал высоту потолков и площадь зала, чтобы скульптуры смотрелись гармонично. Так как колонны в галерее в полную высоту не помещались, он решил представить их в виде фрагментов, будто части разрушенных античных колонн ― отдельно стволы и капители. “Для меня важно пространство, где будет стоять объект. Я не могу одну и ту же вещь вписывать в разные места, во всем должна быть уместность”, ― объясняет ­Полисский.

“Священный табун мифических лошадей” появился в Якутской области в 2018 году.

“Священный табун мифических лошадей” появился в Якутской области в 2018 году.

“Священный табун мифических лошадей” появился в Якутской области в 2018 году.

“Священный табун мифических лошадей” появился в Якутской области в 2018 году.

dzhuliiana_semenovah

Его уже не раз приглашали в другие регионы и страны ― и там художник тоже не изменяет себе. В Японии и на Тайване Полисский ­работал с бамбуком, во Франции сделал объекты из виноградной лозы. С ним ездит его небольшая команда никола-ленивецких умельцев, но основная рабочая сила ― это местные жители. “Без них ничего не получится. Объекты большие, времени мало, надо и местность изучить, и узнать, где материал собирать. Во Франции нам полдеревни Ди помогало. В Японии были пожилые крепкие и очень критически настроенные старички, но и они включились, ― рассказывает Николай. ― Вооб­ще, меня часто с этим учетом и зовут, чтобы я вовлекал в работу местных. Бывает, что приглашают в какие-то депрессивные районы, чтобы мое искусство привлекло туда людей. Нашу страну тоже можно взбодрить такими акциями, у нас много ресурсов”. Полисский признается, что, переключившись с художественной живописи на работу с другими материалами, ничего специально не изучал, все приходило с практикой: он перенимал опыт людей, которые уже умеют работать с тем или иным материалом, ― именно поэтому для создания проектов ему нужны местные жители.

“Вселенский разум” 2012 год. Один из самых масштабных проектов Полисского расположен в НиколаЛенивце.

“Вселенский разум”, 2012 год. Один из самых масштабных проектов Полисского расположен в Никола-Ленивце.

Возможно, уникальность Николая Полисского в том, что он не использует те средства самовыражения, что популярны у его коллег. “Даже если я работаю с уже знакомым материа­лом, я стараюсь что-то изменить в подходе к нему, найти изюминку. Художник должен видеть потенциал там, где никто его не видит”, ― говорит он. Все арт-объекты Полисского выполнены из природных материалов, а они не вечны. “Надо закладывать в проект старение и руинирование”, ― говорит Николай. Сейчас каждый год на Масленицу в Никола-Ленивце строят скульптуру и сжигают ее, а началась эта традиция случайно. “Зиккурат”, построенный в 2001-м, начал подгнивать, а разобрать этот гигантский стог сена было невозможно, поэтому его решили сжечь. Затем была “Медиабашня”, которая простояла два с половиной года, постарела и со временем могла упасть. “В принципе, у нас получилась красивая утилизация, этакий спектакль: приглашаешь людей, и они смотрят, как уходит вещь”, ― говорит Николай. Так он неожиданно придумал шоу, на которое теперь весной съезжаются толпы людей. 

Фрагменты колонн для выставки “Русская античность” 2021 год.

Фрагменты колонн для выставки “Русская античность”, 2021 год.

В конце беседы я задаю Николаю Полисскому вопрос о том, где и что он мечтает построить, а он снова по-философски отвечает: “Есть очень красивые места, где мне бы хотелось что-то придумать и сделать. Но если ставить перед собой цель, она не осуществится, поэтому я просто жду момента, когда меня куда-то пригласят, и это будет еще одна красивая история в моей коллекции. Я всегда рассчитываю на случай. Я и не думал, что мои колонны окажутся на Красной площади, а ведь снеговиков когда-то я пытался сюда протащить”.

“Угруан” 2019 год. Это намек на Руанский собор но стоит он на реке Угре. Первое цветное сооружение в портфолио Николая...

“Угруан”, 2019 год. Это намек на Руанский собор, но стоит он на реке Угре. Первое цветное сооружение в портфолио Николая Полисского.