События

Северный сосед: художники Швеции в ММОМА

Московский музей современного искусства и посольство Швеции в России представляют программу персональных выставок восьми художников, которые живут и работают в Швеции.
Северный сосед художники Швеции в ММОМА

Этот проект — путешествие наоборот: пересечение границ сегодня затруднительно, поэтому путешествия в другие страны приходится откладывать или сильно корректировать намеченное ранее. За два года всем это порядком надоело, поэтому кураторы Андрей Егоров, Анна Арутюнян, Мария Линд нашли способ перешагнуть через границы, не пересекая их. 

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

Москвичи увидят Швецию глазами восьми художников, выросших в этой стране или перебравшихся в нее в сознательном возрасте. Выставки будут проходить в течение года на разных площадках MMOMA, в том числе в Образовательном центре и Музее Вадима Сидура — в экспозиционных залах и неожиданных локациях.

Сюжеты, над которыми размышляют художники программы, непосредственно связаны с их жизнью в Швеции, но имеют параллели с российской действительностью. Первые два проекта, которые откроются в феврале 2022 года, содержат размышления на темы, о которых, пожалуй, больше всего спорят в российских соцсетях: экология и гендерное равенство.

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

В Образовательном центре с 11 февраля по 13 марта будут показывать “Пустошь грез” Ильвы Вестерлунд и Матса Адельмана — художественный проект по изучению природной среды поля Ерва в пригороде Стокгольма. С 2016 года художники проводят наблюдения или, пользуясь их собственным термином, полевые экскурсии, исследуя птиц, биотопы, водные объекты и следы человеческой жизнедеятельности в данной местности. 

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

Фрагмент инсталляции “Пустошь грез”.

Чуть позже в соседних залах откроется выставка Оливии Плендер “Комтемотта” (26 февраля — 3 апреля), посвященная Женской школе гражданских прав в усадьбе Фогельстад на юго-востоке Швеции. 

Школа Фогельстад была открыта сто лет назад, в 1921 году, сразу после того, как шведские женщины получили право голосовать и быть избранными в парламент. Это был смелый педагогический эксперимент, призванный научить студенток их новой общественной роли — “быть гражданами”. Различные элементы инсталляции Оливии Плендер основаны на ролевой игре, которая была разработана в школе Фогельстад и предполагала решение различных политических и социальных задач в вымышленном городе под названием Комтемотта.

“Активные политики: Женская гражданская школа в Фогельстаде, 1925–1954”, 2019, вид инсталляции Tensta Konsthall, Стокгольм. 

“Комтемотта”, 2019, окрашенное дерево, 6 × 12 × 0,4 см.

Jean-Baptiste Beranger

Следить за ходом этой игры особенно забавно, если помнить, что по соседству, в России, в это самое время происходил гораздо более масштабный эксперимент. Великая Октябрьская социалистическая революция одним махом уравняла женщин с мужчинами, они обрели право трудиться на самых тяжелых физических работах, получить лагерный срок или расстрел без какой-либо ссылки на гендер. 

Школа Фогельстад, ок. 1930-х, фотография.

Между двумя экспериментами случались пересечения: в Фогельстад приезжала с лекциями Александра Коллонтай, в 1930 году ставшая послом СССР в Швеции.

“Комтемотта”, 2019, плакат (фрагмент инсталляции), 59,4 × 84,1 см.