События

Выставка в память о русском владельце замка Мезон-Лаффит в пригороде Парижа

С 12 марта по 27 июня 2022 года в Шато де Мезон пройдет выставка в честь последнего частного владельца замка, русского художника Вильгельма (Василия) Громме.
Выставка в память русского владельца замка МезонЛафит
© Benjamin Gavaudo

Замок Мезон-Лаффит, одно из лучших творений архитектора Франсуа Мансара, был построен в середине XVII века и много раз менял владельцев. Первым был председатель парижского верховного суда Рене де Лонгёй: именно он заказал Мансару, который был известен тем, что тратил деньги своих клиентов без счета, дворец, достойный визита короля.

В апреле 1651 года Рене де Лонгёй, к этому моменту получивший должность суперинтенданта финансов, наконец принял у себя тринадцатилетнего Людовика XIV и Анну Австрийскую, но этот визит не принес ему счастья: через полгода король отобрал у него хлебную должность. Не стоило хвастаться.

Наследникам суперинтенданта содержать замок было не по карману, и они долго пытались его продать. Дважды Мезон чуть было не купил Людовик XV — сначала для мадам Помпадур, потом для графини Дюбарри. Обеим он очень нравился, и королевский архитектор уже потирал руки, представляя себе, как он размахнется, обновляя его по моде XVIII столетия. Но король от дорогостоящей покупки отказался.

Шато Мезон купил брат короля, граф д’Артуа, будущий король Франции Карл X, но провести редизайн дворцовых интерьеров ему не удалось — помешала Великая Французская революция. Граф бежал за границу (пару месяцев провел в Санкт-Петербурге), его имущество реквизировали, дворец выставили на продажу, и последующими его владельцами были уже не королевские особы, а представители третьего сословия. Среди них был даже крестьянин, благодаря личной храбрости и удаче ставший наполеоновским маршалом.

По горькой иронии судьбы замок сегодня известен как Мезон-Лаффит, хотя банкир Жак Лаффит много сделал для того, чтобы его уничтожить. Этот нувориш поступил точно так же, как чеховский Лопахин: нарезал имение на куски и застроил их особняками. Вишневого сада в Мезоне не было, но была оранжерея, которую банкир снес, чтобы расчистить землю под коммерческую застройку.

Альберт Эдельфельт, Гуннар Берндтсон, Адольф фон Беккер, Василий Громме с неизвестным товарищем в салоне для официальных лиц. 1882 год.

© Museovirasto

После смерти Лаффита замок еще пару раз переходил из рук в руки, пока его не купил русский художник немецкого происхождения Вильгельм Громме. Сын консула вольного города Бремена в Санкт-Петербурге, Громме учился во Всероссийской академии художеств, за свой талант и мастерство был награжден серебряными и золотыми медалями (две золотых получил за картину “Лазарет в Севастополе”).

Альберт Эдельфельт и Гуннар Берндтсон у балюстрады зала балов в 1882 году.© Museovirasto

Солидное наследство позволяло ему путешествовать по миру: он побывал во многих европейских городах, в Северной Африке и в Индии, а в 1877 году осел во Франции. К сожалению, художник, натура артистическая, был не самым лучшим владельцем замка: он довершил разрушение, начатое бароном Лаффитом. В последние годы жизни Вильгельма Громме замок пришел в полное запустение. Следующий владелец пытался еще что-то отрезать и продать, но владельцы окружающих вилл подняли скандал в прессе, и в 1905 году замок выкупило государство.

Выставка, которая пройдет в замке весной, воссоздает лето 1882 года, когда у Вильгельма Громме гостили его друзья, финские художники Адольф фон Беккер, Альберт Эдельфельт и Гуннар Берндтсон. Лето было богатым на художественные события и встречи: на одной из дач, построенных в Мезон-Лафит, в то время жил художник Василий Верещагин, оборудовавший себе здесь две мастерских. 

Гуннар Берндтсон, “Женщина с птицей”, 1882 год. 

Гуннар Берндтсон, “Охота за бабочками”, 1882 год. 

По замыслу куратора Лауры Гутман, специалиста по финскому искусству, экспозицию откроет рассказ о жизни и творчестве Вильгельма Громме, затем посетители познакомятся с колонией скандинавских художников, приглашенных в Шато де Мезон, а в заключение увидят шесть больших панно, приписываемых Вильгельму Громме. 

Василий Тильманович Громме, ушедший из жизни в 1900 году, свою огромную коллекцию картин и предметов старины завещал городу Выборгу. Дар был настолько велик, что в городской ратуше пришлось надстроить еще один этаж. Есть легенда, что в завещании был указан и замок Шато де Мезон.

© Benjamin Gavaudo