Чек-лист: как сделать ремонт и ничего не забыть

В издательстве Individuum вышла книга “Я въезжаю в стройку” архитектора и руководителя бюро “Открытые планы” Оксаны Махровой. Это подробная инструкция о том, как начать и, главное, закончить ремонт. Специально для AD Оксана сделала краткий чек-лист, который поможет не упустить ни одной важной детали во время обустройства.

1. Определите цель ремонта

Ремонт — это достаточно серьезно, обременительно и ресурсозатратно. Поэтому лучше сразу определить его цель — это поможет сформулировать ожидания и поставить задачи. Это капитальный ремонт или обновление интерьера? Может, требуется лишь улучшить отдельные помещения, освежить краской стены или приобрести новую мебель? Будете ли вы жить в этой квартире или сразу продадите ее? Или, может, хотите сдавать ее в аренду?

Я въезжаю в стройку. Как начать и закончить ремонт, не сгорев по пути, 580 руб.

2. Определите бюджет и сроки

Ресурс любого ремонта — это бюджет на него, и важно правильно оценить свои финансовые возможности еще до того, как строители зайдут в квартиру. Необходимо четко осознавать, какая сумма у вас есть, прежде чем вдохновляться другими интерьерами, рисовать кухню или гардеробную мечты. Ну и конечно, обозначить реалистичные сроки.

Бюро “Открытые планы”. Фото: Иван Ерофеев. Стилист: Дарья Савицкая.

3. Кто будет работать над проектом?

Для любого ремонта хорошо бы иметь проект (или его подобие) — вы можете обратиться к специалисту или сделать его сами. Это не так просто, как кажется, хотя поколениями большинство людей так и поступали. Для того чтобы грамотно продумать планировку, инженерные системы, общую эстетику интерьера и заранее не выпасть из финансовых рамок, необходимо обладать специфическими знаниями и опытом. Это вовсе не значит, что у вас ничего не получится, — просто запаситесь не только вдохновением, но и терпением и приготовьтесь узнавать много нового.

При работе с архитектором или дизайнером вы делегируете ответственность. Архитектор придумывает планировку, готовит рабочие чертежи, курирует, если это требуется, процесс согласования изменения планировки с городскими инстанциями, делает полную комплектацию, подсчитывает и оптимизирует общий бюджет, а также ведет авторский надзор всего строительного процесса.

4. Напишите ТЗ

Ни один проект не получится без хорошего, продуманного технического задания. По сути, это концентрированный и подробный путеводитель по вашему быту. Осмотритесь во всех комнатах и зафиксируйте все, что вам нужно.

  • Какой ширины кровать?
  • Раскладывается ли диван?
  • Обеденный стол — круглый или все же квадратный?
  • Сделать ли для ребенка ночную подсветку пути к санузлу?
  • Какое напольное покрытие?
  • Нужна ли кладовка?
  • Где будут стоять все книги и коврик для йоги, а где — лежанка вашей любимой собаки?

Запишите все это. Такое ТЗ поможет зафиксировать многие важные вещи до того, как начнется стройка и некоторые решения невозможно будет поменять.

“Трофейный” лофт в Москве, 26 м². Фото: Иван Ерофеев.

5. Составьте мудборд

Самый вдохновляющий этап. Интернет, профильные журналы, альбомы по интерьерам и ваше представление о прекрасном придут на помощь. Собирайте в одном месте понравившиеся интерьеры, мебель, цвета, отделку или отдельные симпатичные решения. Что-то из этого наверняка найдет свое воплощение в вашем будущем доме. Возможно, у вас наберется много референсов разных стилей и цветовых сочетаний — это хорошая база, которую можно проанализировать, чтобы оставить для цельного стиля понравившееся и сочетающееся.

6. Сделайте планировку и согласуйте ее

Прежде чем решить, какие цвета будут доминирующими, сколько понадобится керамогранита и нужна ли сушильная машина, необходимо “расставить” на плане стены и дверные проемы. Двери рисуйте “открытыми” и не забывайте про мебель — только так вы убедитесь, что каждый предмет нашел свое место, что вы не ударяетесь об угол кровати, заходя в спальню, а стиральная машина точно войдет в отведенную нишу.

Если вы не меняете планировку, то просто покажите получившийся план всем членам семьи. Если же вы решились на какие-то изменения, то сначала обязательно согласуйте свои решения с соответствующими организациями.

“Трофейный” лофт в Москве, 26 м².

7. Нарисуйте проект

Даже если вы никогда не рисовали дизайн-проект и не представляете, как он выглядит, это не повод не попробовать. Это поможет вам, как всегда, ничего не упустить, а строителям — более точно посчитать смету. Как минимум стоит нарисовать схему размещения всех розеток, встроенных светильников, бра и люстр и выводов для кондиционеров и подсветки. Вы же не хотите, чтобы все это за вас решил прораб. Сделайте копии листа со стенами, дверями и контурами мебели и творите.

8. Посчитайте все и составьте мастер-смету

Мастер-смета, или сводная ведомость вашего ремонта, — трудоемкий этап. Архитектор обычно составляет ее для средних размеров квартиры примерно за неделю, у вас это может потребовать больше времени. Но этот документ очень важен и определенно стоит затраченных усилий. Вначале будет сложно, но ближе к концу вы поймете, что это просто список абсолютно всех составляющих вашего ремонта с ценами, ссылками на магазины и сроками поставки. “Просканируйте” свою будущую квартиру и соберите все стоимости — не только диванов, люстр, холодильников и паркетных досок. Смесители, керамическая плитка, подоконники, столешница, выключатели, кондиционеры, двери и окна… Рекомендую дорогие вещи — вроде кухни, библиотеки и встроенных шкафов — заранее посчитать с менеджером магазина или столярной мастерской. Составление такой сметы — скучное занятие, но уберегает очень много нервов.

“Гостиная № 9” на “Хлебозаводе”, 128 м². Фото: Иван Ерофеев.

9. Познакомьтесь со строительной бригадой, их сметой и графиком закупок

Лучше всего брать проверенные бригады, с которыми уже работали вы или ваши друзья. Устройте встречу с прорабом в квартире, где предполагается ремонт, покажите ему ваши планы, расскажите об идеях и соображениях. Если общение, советы и общая готовность к сотрудничеству внушают вам доверие, попросите подготовить договор. Лучше разбить работу на четыре-пять этапов, не меньше, а оплату — на соответствующее количество траншей. Обязательно укажите, после приема каких работ можно “закрыть” тот или иной этап.

10. Познакомьтесь с соседями

Я считаю хорошей и доброй традицией перед началом работ сходить к соседям по лестничной клетке и этажами выше и ниже и предупредить, что скоро у вас начинается ремонт, успокоить, что лестничная клетка и лифт будут содержаться в порядке, а трудиться строители будут в установленные законом часы. Любой ремонт — это всегда небольшой стресс для тех, кто разделяет с вами дом, так что яблочный пирог или бутылка хорошего красного вина будут дополнительным комплиментом.

11. Не бойтесь начинать ремонт

Начинается волнительное время работ и перемен. Ремонт не зря иногда называют маленькой жизнью: в нем всегда найдется место вдохновляющим моментам, смешным курьезам, огорчениям и, увы, стрессу. Но вы с этим справитесь. Пусть ремонт станет хорошим поводом и началом изменений в вашей жизни, славных и своевременных.

Специально для тех, кто только начинает заниматься ремонтом, мы создали digital-продукт Азбука ремонта с примерами для вдохновения, планами и контактами дизайнеров. Сейчас для читателей доступны выпуск Маленькие квартиры и новое издание “Кухни”.