Архитекторы

Ренцо Пьяно: биография и лучшие проекты архитектора

4 декабря в Москве открывается Дом культуры “ГЭС-2”, над проектом которого работал лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пьяно. Рассказываем историю его жизни и вспоминаем лучшие постройки.
Ренцо Пьяно биография и лучшие проекты архитектора
Фото: Юрий Пальмин

Когда в Париже появился Центр Помпиду, спроектированный Ренцо Пьяно, о нем не говорил только ленивый. А против его строительства выступали почти с таким же пылом, как когда-то против Эйфелевой башни. Французские заводы не брались за 120-тонные металлические детали, похожие на позвонки дракона. Их пришлось тайком заказывать в Германии. Кроме того, парижский префект запретил устанавливать воздухозаборники, а потом президент Жискар д’Эстен, придя на смену Помпиду, решил укоротить сооружение хотя бы на этаж. “Ему это не удалось, но он сумел мне испортить отпуск”, — говорит Ренцо Пьяно, вспоминая, как у берегов Корсики в 1974-м его яхту брал на абордаж катер береговой охраны, спешивший донести до архитектора волю президента.

Фото: Getty Images

Центр Помпиду обожают и ненавидят до сих пор. О новом, московском проекте Ренцо тоже ходят горячие споры — не всем пришлись по душе синие воздухозаборные трубы и скульптура Урса Фишера на Болотной набережной. Зато имя Ренцо Пьяно узнали даже те, кто далек от архитектурной сферы. И это неудивительно — и для Москвы, и для самого архитектора это совершенно уникальный проект.

“Это было предложение, от которого не откажешься, — сказал Ренцо в интервью с Алексеем Тархановым. — Очень благодарен тем храбрым людям, которые его задумали и мне доверили. Невероятная возможность — обнаружить в самом центре Москвы затерянный мир и его преобразить. Настоящий подарок”.

Фото: Глеб Леонов
Биография

Ренцо Пьяно родился в Генуе в семье потомственных строителей. Его отец и братья развивали дело деда — небольшую строительную фирму Fratelli Piano. В 1964 году Ренцо окончил Миланский технический университет, а затем стажировался у легендарного архитектора Луиса Кана в Филадельфии.

Проект City Gate в мальтийской столице Валлетта. 

Фото: Michael Dénance

Он стал знаменит в 33 года, когда вместе с англичанином Ричардом Роджерсом выиграл международный конкурс на проект культурного центра в Париже. “Просто пара сумасшедших, — вспоминал как-то о проекте сам Ренцо Пьяно в интервью AD. — Нет, сумасшедших в квадрате: когда сталкиваются между собой двое психов, безумие надо возводить в квадрат. Центр Помпиду был провокацией невоспитанной молодежи. Но я до сих пор его люблю, и когда меня спрашивают, не стесняюсь ответить: “Думаю, классное здание мы тогда построили”.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Вместе с Роджерсом Ренцо также построил главный офис для компании B&B Italia недалеко от Милана, но в 1970-х сотрудничество прекратилось. Позднее архитектор открыл новое бюро — Studio Piano & Rice — с инженером Питером Райсом. Вместе с ним они сделали несколько проектов, в том числе “гибкие” жилые дома Il Rigo Quarter в Перуджи и мастерскую в Отранто в Италии. К 1981 году партнеры закрыли свою студию, но, несмотря на это, сотрудничество продолжалось до смерти инженера в 1992 году.

Павильон на винодельне Шато Ла-Кост, 2017 год.

Фото: Stephane Aboudaram | WE ARE CONTENT(S)

В 1981 году Ренцо Пьяно основал Renzo Piano Building Workshop — международную архитектурную компанию с офисами в Париже и Генуе. И вместе с командой продолжает строить по сей день — в портфолио есть проекты в Европе, США, Австралии, Корее, Японии, даже в Новой Каледонии. А теперь еще и в России.

Ренцо Пьяно был послом доброй воли ЮНЕСКО на протяжении 15 лет. В 1988 году стал лауреатом Притцкеровской премии, в 2006-м журнал Time признал его одним самых влиятельных людей, а в 2013 году архитектора сделали пожизненным сенатором Итальянской республики.

Проекты Ренцо Пьяно

Центр Жоржа Помпиду (1977)

Центр Помпиду был возведен в 1977 году. Музей отличается своей необычной архитектурой: здание словно вывернуто наизнанку. Постройка вызвала неоднозначные реакции в 1970-х годах, но тем не менее послужила олицетворением начала эпохи высоких технологий во Франции. Сейчас Центр Помпиду является самым большим музеем современного искусства в Европе. Там располагаются публичная библиотека, центр промышленного дизайна, центр исследования музыки и акустики, кинотеатр и многое другое.

Фото: Getty Images
Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау (1991–1998)

Культурный центр расположен в Новой Каледонии, особом административно-территориальном образовании Франции. Он был задуман, чтобы снизить этническую напряженность между местным населением и европейцами. В начале XIX века остров был захвачен французскими колонизаторами и пережил почти два столетия угнетения. В конце XX века началась длительная борьба за независимость канакского народа. Возглавлял ее Жан-Мари Тжибау, в честь которого и был назван Культурный центр в Нумеа. 

Ренцо Пьяно построил его в виде десяти павильонов, расположенных тремя группами. В каждой из них есть одна самая высокая хижина — по такому принципу строится дом вождя племени. При создании проекта архитектор вдохновлялся традиционными соломенными строениями коренного населения. Павильоны выполнены из прочного африканского дерева ироко, устойчивого к термитам. А температура воздуха в павильонах регулируется за счет естественных потоков воздуха, движущихся со стороны залива.

Фото: Getty Images
Аэропорт Кансай в Японии (1984–1988)

Когда объявили конкурс на проект нового аэропорта Кансай, Пьяно попросил разрешения приехать на место и немного походить там с сигарой. Заказчики смутились, но с утра все же повезли Пьяно на морскую прогулку. Было свежо. Немного качало. “Где же будет аэропорт?” — спросил Пьяно. “Здесь”, — улыбнулись японцы. В результате сверкающая стальная кровля терминала выглядит как изгиб волны. А еще Пьяно любит вспоминать, как каждое утро все рабочие делали на стройплощадке совместную гимнастику. 

Почему архитектора повезли на морскую прогулку? Потому что аэропорт планировали строить на искусственном острове, которого до начала проекта еще не было. После дно в осакской бухте густо засыпали щебнем, затем по периметру острова соорудили огромную стальную раму, которую методично заполняли специальным бетоном, изготовленным по технологии, предотвращающей его быстрое разрушение в агрессивной водной среде. А уже потом началось строительство аэропорта. Кстати, здание выдержало землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера (там не разбились даже стекла), а также разрушительный тайфун скоростью в 200 км/ч.

Фото: Getty Images
Центр Пауля Клее (2005)

Во время работы над центром Ренцо заявил, что его задача заключается в том, чтобы создать здание — портрет знаменитого швейцарского скульптора, молчаливое и спокойное, как его работы. Музей, расположенный неподалеку от могилы Клее, состоит их трех павильонов, чьи силуэты повторяют контуры альпийских холмов. Интересная деталь: из-за условий хранения некоторых работ Клее в музее нет привычных фонарей верхнего света.

Фото: Getty Images
Небоскреб The Shard в Лондоне (2012)

В 2012 году закончилось строительство самого высокого здания в Великобритании — The Shard (“Осколок”). Здание в форме пирамиды, полностью облицованное прозрачным стеклом, — настоящий вертикальный город. На 72 этажах располагаются офисы, зеленые зоны, жилые квартиры, рестораны и отель. И конечно, смотровая площадка на высоте 240 м.

Фото: Getty Images
Музей естествознания Muse (2013) 

В 2013 году в итальянском городе Тренто распахнул свои двери спроектированный мастерской Ренцо Пьяно музей естествознания Muse, наклонные формы которого повторяют очертания близлежащих гор. Музей со всех сторон окружают искусственные бассейны, образуя целую сеть водных каналов, а отраженный от воды свет создает уникальную атмосферу, эффектно подчеркивая ночную подсветку здания.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке, 2015

1 мая 2015 года новое здание Музея американского искусства Whitney в Нью-Йорке встретило первых посетителей. Прозрачно-белое сооружение напоминало айсберг, вынесенный на берег Гудзона, и стало органичной частью застройки и визуально влилось в среду. На встрече с журналистами, предшествовавшей официальному открытию музея, архитектор сказал: “Здание культурного учреждения должно быть открытым, доступным, не довлеющим и не претенциозным. Граница между улицей и зданием не видна. Вы видите то, что происходит снаружи, видите уличное движение, видите пешеходов — ведь это часть города”.

Фото: Renzo Piano Building Workshop
Научно-исследовательский центр имени Джерома Грина (2016)

В 2016 году в новом кампусе Колумбийского университета появился Научно-исследовательский центр имени Джерома Грина. Архитектурный дизайн для центра создало бюро Ренцо Пьяно, а проектированием и строительством занималось архитектурное бюро Davis Brody Bond. Двухслойные стеклянные стены здания призваны справляться с шумом от железной дороги, также прозрачная конструкция пропускает максимальное количество дневного света в помещения, а в темное время суток Научно-исследовательский центр светится изнутри. “Я с осторожностью отношусь к метафорам, но мне кажется, что если можно назвать здание дворцом, то это дворец света”, — говорил Ренцо Пьяно. В солнечные дни автоматическая система управления зданием опускает жалюзи на полностью остекленные фасады и включает искусственный свет в помещениях. 

Культурный центр Botín в Сантандере (2017)

Культурный центр Botín разделен пополам. Две округлые части соединены между собой стальной платформой, которая представляет собой площадь, парящую над землей. С нее открывается вид на море и с противоположной стороны — на парк, отделяющий культурный центр от шумного города. Обе части здания отделаны мозаичной плиткой жемчужного цвета, поэтому центр приятно мерцает в лучах солнца и бликах морской воды. 

Дом культуры “ГЭС-2” в Москве (2021)

ГЭС-2 — это Городская электростанция № 2, которая появилась в Москве в 1907 году. Со временем здание устаревало, обрастало “паразитирующими” пристройками и пришло в упадок. Стройные фасады, в которые архитектор Василий Башкиров вложил душу, закрылись неприметными заборчиками. Но в 2009 году зданию присвоили статус памятника архитектуры, а в 2014-м его приобрел фонд современного искусства V-A-C, и началась совершенно новая история. Фонд обратился к студии Ренцо Пьяно с предложением сделать из электростанции новое культурное пространство, и Ренцо Пьяно с удовольствием согласился. Читайте наш большой материал о новом Доме культуры и интервью с Ренцо Пьяно

Фото: Юрий Пальмин

Проспект ГЭС-2. 

Фото: Глеб Леонов

В мастерской Ренцо Пьяно работает более ста человек. Однажды в интервью AD он сказал: “Я остановлюсь, когда перестану узнавать людей. Я всюду сую нос и все люблю контролировать. Архитектор, у которого слишком большой успех и штат, рискует стать просто бизнесменом. Но я ремесленник, я сын ремесленника и умереть хочу ремесленником”.