Архитекторы и дизайнеры всегда старались смотреть в будущее: в 1930-х годах Ле Корбюзье фантазировал о “Лучезарном городе”, после Второй мировой войны американский архитектор Ричард Бакминстер Фуллер работал над проектом качественных и недорогих домов Dymaxion, а Чарлз и Рэй Имз развивали концепцию “лучшее для большинства за меньшее” и создавали долговечную и доступную мебель. Пандемия COVID-19 повлекла за собой неизбежные изменения во многих сферах, в том числе в дизайне и архитектуре. Architectural Digest расспросил представителей индустрии, что нас ждет в будущем, — вот девять главных прогнозов.
Уход от европоцентрического дизайна
В связи с активными антирасистскими движениями не только в США, но и во всем мире дизайнеры предсказывают появление новых стилей, менее европеизированных. Палааш Чаудхари и Утара Захария из фирмы Soft-Geometry предполагают, что нас ждет больше проектов, вдохновленных разными культурами: “Дизайнеры всех национальностей все чаще обращаются к истории своей страны в поисках вдохновения”. Эван Джерри из лондонской студии Anansi соглашается с этим: “Эта тенденция заставляет сферу дизайна расширяться, включать в себя еще больше разных точек зрения и работ, которые могут быть актуальны для множества людей. Открывается все больше перспектив для женщин, меньшинств, людей с ограниченными возможностями. Я представляю себе дизайн будущего, который фокусируется на многих отдельных повествованиях, а не на одном”.
Габриэль Хендифар из Apparatus поддерживает эту точку зрения: “Я надеюсь, что еще больше людей из разных слоев общества смогут рассказать свои истории так, чтобы они были услышаны. И знакомство с этими историями расширит наше представление о том, что значит жить хорошо”.
Ручной труд и технологии
Художник и дизайнер Атанг Тшикаре из Кейптауна считает, что нас ждет четвертая промышленная революция: технологии упростят производство и те товары, которые когда-то считались сложными в реализации, теперь станут повседневными. В то же время дизайнер убежден, что ручная работа и древние техники создания предметов будут еще более востребованными. Художники начнут тесно сотрудничать с техническими специалистами, и вместе они будут совершенствовать продукты — но при этом свобода для художественного творчества может быть ограничена.
Если вам интересны тренды российского дизайна, посмотрите лекцию главного редактора журнала AD Анастасии Ромашкевич. В ней мы говорим о том, как тенденции связаны со сменой поколений и жизнью общества, пытаемся нащупать баланс между красотой и здравым смыслом, а также разбираемся, в чем сила проектов, которые создают лучшие российские дизайнеры.
Более удобная и функциональная мебель
Поскольку многие перенесли все повседневные занятия — работу, школу, спортзал, досуг — в свои дома, то и на мебель мы стали обращать больше внимания. “Стало важно создавать у себя комфортную и адаптивную домашнюю среду”, — говорит американский дизайнер Лия Ринг. Она прогнозирует, что более функциональная мебель (например, письменный стол, легко трансформирующийся в обеденный, или модульные кресла, которые можно собрать в диван) будет становиться все более популярной.
Единение с природой
После нескольких месяцев, проведенных дома, мы не можем переоценить важность растений в интерьере. Дизайнеры предсказывают, что растения — будь то миниатюрный сад на подоконнике или пышный задний двор — будут еще сильнее влиять на дизайн жилых помещений. “Связь людей с внешним миром стремительно меняется, — говорит нью-йоркский ландшафтный архитектор Сара Зевде. — И эти изменения могут сигнализировать нам о том, что общество переориентируется на внешний мир — люди хотят проводить больше времени друг с другом и с природой”.
Но войти в контакт с природой — это не просто расставить по квартире больше растений. Нью-йоркский архитектор Сербан Ионеску уточняет: “Много устойчивых проектов демонстрируют одни и те же минималистичные формы, хотя на самом деле они не имеют ничего общего с природой. Она не выражает себя прямыми линиями. Природа эмоциональна и непредсказуема — дикая, извилистая, неровная. Я думаю, что такое будущее имеет дикую, даже немного пугающую сторону для дизайна”.
Не просто вещи
“Возможно, мы наконец-то стали обращать больше внимания на декор своего дома, — говорят Палааш и Утара из Soft-Geometry. — Когда многие были “заперты” в квартирах на карантин и не могли видеться с близкими, дом стал играть более заметную роль в нашей жизни, чем когда-либо прежде, а предметы стали носителями историй, чувств, воспоминаний”. Сербан Ионеску соглашается: “Проведя много времени дома, мы теперь смотрим на вещи, которые когда-то купили по необходимости, по-другому — например, на лампу. Может быть, вы хотите, чтобы у вас была необычная лампа — многофункциональная, яркая, с оригинальным дизайном. Не бойтесь что-то менять или избавляться от нелюбимого”. Создайте комфортную обстановку, окружите себя приятными вещами — и застрять в квартире будет не так уж и страшно.
Смена приоритетов
“Я думаю, что на какое-то время мы увидим отказ от показной роскоши. Люди будут тратить меньше, снизится количество громких провокационных проектов. Настало то время, когда нам необходимо переосмыслить то, как мы видим себя в будущем как сообщество”, — говорит нью-йоркский художник и дизайнер Джозеф Алджиери. Многие с ним согласны: Марк Граттан из фирмы VIDIVIXI уверен, что пандемия сместила наше внимание на действительно важные вещи, о которых мы могли на время забыть, — на заботу о себе и окружающем мире. Он предполагает, что страсть к модным новинкам заменится на желание окружать себя вещами для души.
Меньше вредных отходов
По мнению Сербана, материалы будущего являются прежде всего устойчивыми. Вещи из них уже встречаются в повседневной жизни — чаще всего это восстановленная мебель или предметы из переработанных отходов. “Ушла мода на предметы из пластика, которые постоянно ломаются, — говорит он. — Мы должны направить силы либо на производство одноразовых, но легко перерабатываемых вещей, либо на качественные предметы, которые прослужат долго”.
Коммерческие и офисные помещения станут меньше
Из-за пандемии многие компании временно перешли на удаленную работу, и некоторые даже развезли необходимое оборудование по домам сотрудников. Но что это значит для офисных пространств, в которых мы привыкли работать? “Я думаю, что по мере того, как наши дома и квартиры стали более уникальными и особенными в период пандемии, коммерческие помещения, наоборот, будут становиться более стерильными — как сигнал для общества о том, что на работе необходимо продолжать соблюдать социальную дистанцию и меры безопасности, — объясняет архитектор и дизайнер Джером Байрон. — До пандемии офисные пространства оформляли более “по-домашнему”, чтобы сотрудники чувствовали себя уютно и больше времени проводили на работе. Я думаю, что теперь будет сделан сильный акцент на безопасности и сохранении личного пространства каждого человека”.
Джозеф Алджиери считает, что эта тенденция повлияет на цветовую палитру, которую используют при оформлении коммерческих пространств: “Я не удивлюсь, если мы увидим полный отказ от яркого, динамичного дизайна, часто вдохновленного группой “Мемфис”. На место беззаботного розового цвета жвачки приходит синий-медицинский”.
Сделай своими руками
Застряв дома, мы начали уделять больше внимания своему интерьеру и декору, а многие даже стали создавать что-то своими руками. Джером Байрон считает, что эта тенденция может создать новое направление в предметном дизайне: “За последние несколько месяцев я заметил увеличение количества тематических обучающих видеороликов в TikTok и на YouTube — это указывает на то, что люди стремятся научиться самостоятельно создавать мебель. Мне кажется, что это может возродить к эстетику DIY (“Сделай своими руками”) с материалами, легко доступными в обычных хозяйственных магазинах”.
Впервые материал был опубликован в Architectural Digest.
Фото: архив пресс-службы