AD WOW List 2022: впечатляющие архитектурные проекты со всего мира по версии редакторов AD

Впервые редакторы Architectural Digest из всех стран объединили свои усилия, чтобы собрать лучшие новые проекты со всего мира. От экспериментального дома до смелых арт-пространств — это настоящие чудеса. Одним словом — вау! 
AD WoW List 2022 впечатляющие архитектурные проекты со всего мира по версии редакторов AD
Фото: Adrian Deweerdt

Музей Bourse de Commerce — коллекция Пино

Франция, Париж

Магнат рынка предметов роскоши и основатель люксового холдинга Kering Франсуа Пино вместе с лауреатом Притцкеровской премии Тадао Андо создали одни из самых неожиданных художественных пространств в мире. Они превратили классические европейские здания в места для размещения коллекции современного искусства Пино. Архитектор и французский предприниматель уже работали над реконструкцией ​​Пунта-делла-Догана и Палаццо Грасси в Венеции, но на этот раз подарили новую жизнь зданию парижской Фондовой биржи со стеклянным куполом.

Фото: Marc Domage
Фото: Marc Domage

Дворец в неоклассическом стиле, построенный в XVI веке для Екатерины Медичи, был реконструирован для Всемирной выставки 1889 года, и сегодня благодаря деликатной реконструкции Тадао Андо вновь возродился. Теперь внутри оригинальной ротонды находится облицованная цементом цилиндрическая галерея, современные работы на которой сочетаются с фресками XIX века. А на крыше работает ресторан Michel Bras, откуда открывается панорама Парижа.

Фото: Maxime Tétard

Галерея Hauser & Wirth

Менорка, Испания

Галерея Hauser & Wirth, филиалы которой работают в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке, Гонконге и других городах мира, открыла новый арт-центр в Испании. Пространство, столь же многогранное и захватывающее, как и сама галерея, расположилось в здании военно-морского госпиталя XVIII века на практически заброшенном острове Исла-дель-Рей недалеко от Менорки. Hauser & Wirth обратились к аргентинскому архитектору Луису Лапласу, чтобы деликатно преобразовать исторические постройки с каменными стенами и черепичной крышей в открытые и просторные галереи, учебную лабораторию, ресторан и магазин. Окружают их средиземноморские многолетние сады, созданные ландшафтным дизайнером Питом Удольфом, и тропа скульптур под открытым небом, где представлены работы таких великих художников XX века, как Луиза Буржуа и Жоан Миро.

Фото: Be Creative
Фото: Daniel Schäfer.
Фото: Stefan Altenburger 

“Часовня звука”

Китай

“Часовня звука”, расположившаяся в двух часах езды от центра Пекина, выглядит как массивный балансирующий валун, таинственным образом появившийся в горной долине. Пекинская студия OPEN Architecture, возглавляемая Ли Ху и Вэньцзин Хуаном, создала впечатляющее сооружение, использовав бетон вместе с измельченными локальными минеральными породами, что позволило гармонично вписать здание в ландшафт. Полуоткрытые музыкальные залы напоминают пещеры: отверстия пропускают естественный свет и открывают виды на долину, усеянные руинами Великой стены. Когда часовня не используется для концертов, она функционирует как пространство для спокойного созерцания.

Фото: Jonathan Leijonhufvud

Дом Tecla, “напечатанный” на 3D-принтере

Италия

Италия — родина Витрувия и Палладио и эпицентр классической архитектуры — активно использует передовые методы строительства. Недавно здесь создали первый дом, напечатанный на 3D-принтере. Его авторы — архитектор Марио Кучинелла и компания WASP, специализирующаяся на 3D-печати, — назвали проект Tecla в честь вымышленного города Текла из произведения итальянского писателя Итало Кальвино. Корпус здания площадью 60 м2 полностью сделан из местной глины, его изогнутые стены и сводчатые потолки образуют уютные, но минималистские спальню, ванную комнату и гостиную. Своей простой куполообразной формой и скромными материалами проект отдает дань уважения древней архитектуре, но при этом использует передовые технологии XXI века. Дом также отвечает современным требованиям, связанным с изменением климата и нехваткой жилья: дом Tecla может быть построен всего за 200 часов, при этом он дешевый и экологичный.

Фото: Iago Corazza
Фото: Iago Corazza
Фото: Iago Corazza

Башня Luma в Арле

Арль, Франция

Высокое и сверкающее здание по проекту лауреата Притцкеровской премии Фрэнка Гери, венчающее культурный центр Luma Arles, на первый взгляд может показаться инопланетным сооружением. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть много отсылок к вполне земным постройкам, в которых архитектор черпал вдохновение. Например, круглый атриум из стекла и стали, который служит основанием сооружения, заимствует свою форму у двухъярусного древнеримского амфитеатра в Арле, а многогранный фасад перекликается с известняковыми скалами. А что касается серебристой поверхности башни, покрытой 11 000 панелей из нержавеющей стали, то это дань уважения блистательной работе Винсента Ван Гога, который прославился тем, что нарисовал “Звездную ночь” в соседнем Сен-Реми-де-Провансе.

Фото: Adrian Deweerdt
Фото: Iwan Baan для LUMA Arles
Фото: Iwan Baan для LUMA Arles 

Кампус для поддержки стартапов в Кении

Кения

Места обитания насекомых — не самая очевидная вещь для вдохновения. Но берлинская студия Kéré Architecture построила кампус для поддержки стартапов в Кении, взяв за основу конструкции термитников. Школа информационных и коммуникационных технологий по проекту архитектора Дибедо Франсиса Кере находится на берегу озера Туркана в долине Рифт и предоставляет бесплатное обучение, проживание, а также возможности для нетворкинга для 200 молодых предпринимателей. Двухуровневые терракотовые здания имеют множество террас и затененных беседок, а также три высокие башни, напоминающие дымоходы. Они позаимствовали у земляных термитников не только внешний вид, но термодинамические свойства. Их угловатая форма позволяет выталкивать горячий воздух сверху и втягивать холодный через отверстия снизу.

Фото: Startup Lions
Фото: Kere Architecture

Астрономический музей Shanghai Astronomy Museum

Шанхай, Китай

Ennead Architects оставили неизгладимый след в мире астрономии два десятилетия назад, установив планетарий в виде белоснежной сферы в светящемся стеклянном кубе в Нью-Йоркском музее естественной истории. А теперь архитекторы построили крупнейший в мире музей, посвященный астрономии, площадью почти 40 000 м2. Партнер бюро Томас Дж. Вонг задумал сделать серебристые арки здания и лентообразные элементы похожими на траектории небесных тел в небе. А вот окулус на входе, планетарий в виде сферы, а также перевернутый купол, врезанный в здание, стали не просто украшениями, а настоящими астрономическими устройствами, позволяющими посетителям отслеживать Солнце, Луну и звезды и наблюдать за небом.

Фото: ArchExists

Музей кино Академии кинематографических искусств и наук

Лос-Анджелес, США

Американской академии кинематографических искусств и наук было необходимо построить новый музей в Лос-Анджелесе, и лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пьяно оказался идеальным архитектором. Ведь он известен не только как автор множества культурных проектов, таких как Музей коллекции Мениль в Хьюстоне или Нью-Йоркский музей Уитни, но еще и как непревзойденный киноман. Чтобы создать музей академии площадью 27 870 м2 и стоимостью 482 миллиона долларов, Пьяно задействовал историческое здание универмага 1939 года, принадлежащего компании May, в котором теперь расположились галереи. Их архитектор соединил со сферой из бетона и стекла, вдохновленной дирижаблями начала XX века (но многим она напомнила “Звезду смерти” из “Звездных войн”). Соединил купольный театр и выставочные пространства Ренцо Пьяно привычным способом — парой элегантных мостов и фирменными внешними лестницами в индустриальном стиле, впервые разработанными для парижского Центра Помпиду.

Фото: Iwan Baan
Фото: Iwan Baan
Фото: Iwan Baan

Новая национальная галерея Берлина

Берлин, Германия

Новая национальная галерея Берлина — это и художественный музей, и памятник модернизма, получивший статус иконы. А еще одна из последних значимых работ в карьере Мис ван дер Роэ и единственное здание в Европе, которое он спроектировал после эмиграции в США. Теперь, после десятилетия кропотливой реконструкции по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда, здание вновь открылось с едва заметными изменениями. Вмешательство, которое бюро называет “хирургическим”, включило в себя новое остекление, обновленный стальной навес и переоборудованный нижний уровень, расположенный внутри облицованного гранитом цоколя. Там разместились гардероб, кафе, магазин и другие технические помещения. В целом для этой реставрации архитекторам пришлось демонтировать около 35 000 строительных элементов, а затем вернуть их на свои места.

Фото: Konrad Menges
Фото: Konrad Menges
Фото: Konrad Menges

Музей будущего в Дубае

Дубай, ОАЭ

Новый музей будущего выделяется даже в Дубае, городе современных архитектурных и инженерных чудес. Местной фирме Killa Design удалось спроектировать вертикальное кольцевое сооружение площадью почти 30 000 м2 без единой колонны. Благодаря фасаду из нержавеющей стали, украшенному арабской каллиграфией с подсветкой, выполненной художником Маттаром бин Лахеджем, это сооружение мгновенно станет знаковым местом для города, а к тому же популярной площадкой для фотографий в инстаграм. Но дело не только в его эстетике: музей работает на пассивной солнечной энергии и использует технологии с низким энергопотреблением. На самом деле музей настолько экологичный, что станет одним из первых зданий такого рода на Ближнем Востоке, получившим платиновый сертификат LEED.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Отель Cheval Blanc

Париж, Франция

Многие из знаменитых марок французского производителя предметов роскоши LVMH (например, Louis Vuitton, Celine и Dior) неразрывно связаны с Парижем, но у гостиничного бренда компании Cheval Blanc никогда не было отеля в столице Франции. Только осенью этого года архитектор Питер Марино, вошедший в международный список AD 100, представил результат своей работы: он преобразовал в отель один из корпусов знаменитого универмага, построенного Анри Соважем в стиле ар-деко в 1928 году. “Мы намеревались преобразить культовое парижское здание, не пренебрегая его дизайнерским наследием”, — говорит Марино. Он обновил дорогие каменные полы, стены в технике маркетри, лифты, обтянутые кожей и украшенные световыми инсталляциями от Тьерри Дрейфуса, и дополнил это бронзовыми панелями от скульптора Ингрид Донат, стойкой регистрации из дерева и патинированной латуни от художника и декоратора Тьерри Лепруста и спиральной лестницей из бронзы и латуни от Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн. Чтобы завершить образ, Марино тщательно расставил в интерьере множество практически бесценных винтажных предметов мебели, в том числе работы Марии Перге, Шарлотты Перриан и Жана Люрса.

Фото: Alexandre Tabaste
Фото: Alexandre Tabaste
Фото: Alexandre Tabaste

Музей Frick Madison

Нью-Йорк, США

Пока особняк Фрика в стиле боз-ар в Верхнем Ист-Сайде реконструируется по проекту дизайнера AD 100 Аннабель Селлдорф, коллекция европейского искусства переехала в столь же культовый архитектурный шедевр неподалеку, на Мэдисон-авеню. Бруталистское сооружение, спроектированное Марселем Брейером в 1966 году как Музей американского искусства Уитни, еще недавно служило дополнением к Метрополитен-музею. Теперь это пространство, также переосмысленное Селлдорф, стало временным домом для работ таких художников, как Беллини, Фрагонар, Гольбейн и Вермеер, а также современных творений Дорона Лангберга и Салмана Тоора. Теперь кессонные бетонные потолки Брейера, цементные стены и полы из сланца раскрывают коллекцию Генри Фрика в совершенно новом свете.

Фото: Joseph Coscia Jr.
Фото: Joseph Coscia Jr.

Дом Ca'n Terra

Менорка, Испания

Архитекторы Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса из бостонской студии Ensamble вывели адаптивное повторное использование на новый уровень. Их новая резиденция Ca'n Terra (что переводится с каталонского языка как “Дом, принадлежащий Земле”) буквально вырезана в заброшенном карьере XIX века, где раньше добывали песчаник. Дом, расположившийся на средиземноморском острове Менорка, напоминает египетские гробницы или жилища коренных американцев в скалах. Необычное пространство стирает границы между внутренним и внешним, органическим и промышленным, природным и домашним. Авторы проекта, которые также преподают в Массачусетском технологическом институте, начали с лазерного 3D-сканирования лабиринтов. Затем очистили от десятилетней грязи и плесени поверхности и вырезали световые люки в самых темных местах. Кроме того, они установили прозрачные пластиковые стены и окна и поставили мягкие кровати и кресла на каменные постаменты и в ниши. Грот Антон и Дебора превратили в бассейн, а кухонную раковину поставили на два грубо обтесанных каменных блока.

Фото: James Florio
Фото: Iwan Baan

Рынок Mercado Público Matamoros

Мексика

Это угловатое кирпичное сооружение, расположившееся недалеко от границы Мексики с США, служит прототипом будущих общественных зданий, предназначенных для уязвимых районов страны. Проект был создан в рамках конкурса, спонсируемого одним из ведущих университетов Мексики. Авторами выступила архитектурная группа C733, куда входят Габриэла Каррильо, Карлос Фасио, Эрик Вальдес, Исраэль Эспин и Хосе Амозуррутия. Они спроектировали прямоугольное полуоткрытое строение, окруженное деревьями и вмещающее около сорока торговых киосков. Рынок увенчан металлическими трапециевидными конструкциями, которые обеспечивают тень и позволяют отводить тепло. Кроме того, сооружение пассивно охлаждается и собирает дождевую воду через стоки, а из-за сборных элементов его легко можно будет разобрать или продублировать в другом месте.

Фото: Gabriela Carrillo
Фото: Rafael Gamo
Фото: Rafael Gamo

Дом культуры “ГЭС-2”

Москва, Россия

Это первый проект лауреата Притцкеровской премии Ренцо Пьяно в России. Архитектор превратил электростанцию 1907 года на Болотной набережной в культурный кампус площадью 20 000 м2 для Фонда современного искусства V-A–C (основан российским магнатом Леонидом Михельсоном и итальянским искусствоведом Терезой Мавикой; организация с 2017 года имеет выставочное пространство в Венеции). Теперь высокие, открытые пространства завода, когда-то занятые паровыми турбинами и другим оборудованием, вмещают в себя множество гибких выставочных и концертных залов, библиотеку, магазин, ресторан, классные комнаты, мастерские и арт-резиденции для художников. Пьяно установил панорамные окна, а также сделал стеклянную крышу, чтобы впустить в здание максимум света. Кроме того, архитектор подчеркнул оригинальные промышленные элементы станции (структурный каркас крыши, воздуховоды, колонны и балки) и органично вписал сооружение в городской ландшафт и природу. С одной стороны ГЭС-2 находится широкая ступенчатая набережная, а с другой — березовая роща.

Фото: Юрий Пальмин
Фото: Глеб Леонов
Фото: Глеб Леонов

Мост Park Union

Колорадо-Спрингс, США

Новый мост Park Union Bridge соединяет Олимпийский и Паралимпийский музейные комплексы США в центре Колорадо-Спрингс с национальным парком America the Beautiful. Сооружение длиной 76 м простирается над действующей железнодорожной станцией, а его дизайн призван подчеркнуть скорость, мастерство и стиль спортсменов. Авторы — архитекторы нью-йоркской фирмы Diller Scofidio + Renfro, в том числе Бенджамин Гилмартин, курирующий этот проект, — спроектировали мост в виде двух стальных арок, которые в центре переплетаются между собой. Это не только эстетически красивая конструкция, но и настоящий инженерный подвиг. Кроме того, мост сборный — он был заранее изготовлен, а затем собран на месте всего за восемь часов. Сейчас он доступен как для пешеходов, так и для велосипедистов, а также максимально удобен для людей, передвигающихся на коляске.

Фото: Jason O'Rear Photography
Фото: Jason O'Rear Photography
Фото: Jason O'Rear Photography

Павильон Одри Ирмас 

Лос-Анджелес, США

Расширение такого культового здания, как еврейский храм на бульваре Уилшир с медным куполом в византийском стиле, — это немалый подвиг. Но архитекторы OMA справились с задачей. Под руководством Шохея Сигэмацу нью-йоркский филиал OMA спроектировал маяк XXI века, который по ночам излучает свет через прямоугольные окна, вырезанные в шестиугольных сотах на фасаде. Форма трехэтажного здания как будто отклоняется от храма 1929 года и, наоборот, нависает над бульваром. Внутри располагаются три разных динамичных пространства: большой зал для мероприятий со сводчатым деревянным потолком, изгибы которого напоминают оригинальный купол, часовня на втором этаже с террасой и витражами, а также общественный центр для пожилых людей на третьем этаже, который соединяется с садом и террасой на крыше.

Фото: Jason O'Rear Photography
Фото: Jason O'Rear Photography
Фото: Jason O'Rear Photography

Национальный стадион Японии

Токио, Япония

Национальный стадион Японии был построен архитектором Кенго Кумой, Taisei Corporation и Azusa Sekkei Co. для Олимпийских игр в Токио. К сожалению, на стадионе почти не было зрителей во время церемоний открытия и закрытия, а также на спортивных матчах. Но это не умаляет его значения. Проект прославляет традиции японской деревянной архитектуры — для отделки арены использовалось около двух тысяч кубометров кедрового дерева из 47 префектур Японии, а также сосна из Окинавы. Кенго Кума также хотел, чтобы стадион сливался с окружающей средой, поэтому постарался поддерживать соразмерный городской среде масштаб: он намеренно сделал арену низкой, крышу плоской, а на террасах на фасаде высадил более 50 000 растений. На первый взгляд стадион компактный, но на деле вмещает 68 000 мест.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Humayun’s Tomb Site Museum

Дели, Индия

Фонд Aga Khan Trust for Culture поручил архитекторам Панкаджу Виру Гупте и Кристине Мюллер построить музей и центр для посетителей на территории гробницы Хумаюна — мавзолея XVI века, который напоминает Тадж-Махал. Профессор Университета Вирджинии и основатель базирующейся в Дели компании vir.mueller architects Вир Гупта черпал вдохновение в средневековых ступенчатых колодцах Индии, а также в традиционных низменных сооружениях моголов. Он разработал оригинальную систему световых люков, внутренних дворов и световых колодцев, которая позволяет направлять естественный свет глубоко под землю. Впечатляюще, что проект станет самым первым современным музеем, построенным на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии.

Фото: Ashish Sahi
Фото: Ashish Sahi
Фото: Ashish Sahi

Дворец Lal Bagh Palace

Индаур, Индия

Величественный дворец Lal Bagh Palace, построенный в конце XIX начале XX века в стиле ренессанс и принадлежащий династии Холкар, может похвастаться прекрасно сохранившимися интерьерами в европейском стиле той эпохи. Но с тех пор как семья аристократов покинула дворец, он пришел в упадок. Поэтому Всемирный фонд памятников в сотрудничестве с фирмой Abha Narain Lambah, которая специализируется на сохранении исторических достопримечательностей Индии, решили вернуть зданию былое величие. Команда вместе с директорами по дизайну Крути Гарг и Кришной Айер привезли колонны и стеновые панели из итальянского мрамора Breccia Violetta, люстры из муранского стекла, декоративную штукатурку и позолоту, а также сотни роскошных, обитых шелком стульев. А в саду восстановили один из лучших в Индии розариев.

Фото: Talib Chitalwala
Фото: Talib Chitalwala
Фото: Talib Chitalwala