События

Женщины в дизайне: масштабная выставка в Музее дизайна Vitra

Новая выставка в Музее дизайна Vitra рассказывает о роли женщин в дизайне начиная с ХХ века и до наших дней и объясняет, почему о некоторых мы знаем так мало. 
Image may contain Furniture Table Interior Design Indoors Living Room Room Flooring Housing Building and Lobby
Photo: Courtesy of Vitra Design Museum

В последнее время по миру прокатилась волна выставок, посвященных женщинам-художникам — Яёи Кусаме, Алисе Нил, Джули Мехрету и другим. Теперь настал черед поведать миру о роли женщин в мире дизайна: недавно в Музее дизайна Vitra в Вайль-ам-Райне (Германия) открылась выставка Here We Are! Women in Design 1900 — Today, на которой представлены предметы мебели и декора более чем 80 женщин, сыгравших важную роль в становлении индустрии дизайна за последние 120 лет. Выставка продлится до 6 марта 2022 года.

Кураторы выставки Вивиана Стаппманнс, Нина Штайнмюллер и Сюзанна Гранер попытались выяснить, почему так много женских талантов остались неизвестными или забытыми публикой. “Изначально мы думали, что, возможно, женщин в дизайне просто было не так много, но на самом деле оказалось, что мы могли бы провести 10 выставок с их работами в разных стилях”, — рассказывает Стаппманнс в интервью AD PRO.

Шарлотта Перриан в молодости.

Photo: Courtesy of Vitra Design Museum

Стаппманнс считает, что важно учитывать социальные реалии того периода — в том числе гендерное и расовое неравенство: “Наверное, многих посетителей удивит тот факт, что уже в 1910 году женщины работали дизайнерами, однако профильное высшее образование им было недоступно. Такова была старая система со всеми ее недостатками — например, в Германии женщинам не позволяли выходить замуж, если они работали преподавателями в университетах. Cейчас это многие забыли, но раньше женской части общества приходилось жертвовать карьерой ради семьи”.

Часть имен уже знакома широкой аудитории — Шарлотта Перриан, Эйлин Грей, Клара Порсет, Элси де Вульф, Рэй Имз, Флоренс Нолл, Патриция Уркиола, Фэй Тугуд и другие, но в экспозиции также представлены работы малоизвестных дизайнеров.  Выставка организована в хронологическом порядке и состоит из четырех разделов: “Реформы и революция 1900–1930”, “Пионеры модернизма 1920–1950”, “В движении 1950–1990” и “Общая картина 1990 — по наше время”.

Столик по дизайну Патриции Уркиолы.

Photo: Andreas Suetterlin / Courtesy of Vitra Design Museum

Первый раздел посвящен тому, как дизайн стал профессией. Одна из героинь-первооткрывательниц этого раздела  — Луиза Бригхэм. Она создавала минималистичную мебель из деревянных упаковочных ящиков. Задолго до тенденции на DIY она создала руководство под названием Box Furniture (“Мебель из ящиков”), где собрала советы, как самостоятельно сделать мебель из переработанных материалов. Джейн Аддамс (первая женщина в Америке, получившая Нобелевскую премию мира), а также Эллен Гейтс Старр больше известны как социальные реформаторы, чем как дизайнеры. Тем не менее в 1889 году они спроектировали благотворительный общественный центр Hull House в Чикаго для иммигрантов из Европы. А Флоренс Келли впоследствии сделала плакаты, которые помогали рабочим-иммигрантам освоиться в новом для них районе.

В середине века, когда начали заявлять о себе такие мебельные дизайнеры, как Шарлотта Перриан, женщины, работающие в области моды и ювелирного искусства, решили тоже выйти из тени. Так было с Жанной Туссен, арт-директором ювелирного Дома Cartier с 1933 по 1970 год, которая стала автором культовой линии украшений Panthère. Нельзя не упомянуть и Арми Ратиа, основательницу финской компании Marimekko, чья рубашка Jokapoika (выпускаемая и сегодня) стала популярной одеждой унисекс.

Книга Box Furniture, Луиза Бригхэм.

Photo: Andreas Suetterlin / Courtesy of Vitra Design Museum

Во многих случаях женщины, работавшие вместе со своими мужьями, заслуживали не меньше внимания к себе, чем их супруги, — это и Грета фон Нессен, и Айно Аалто. Еще одна женщина, сыгравшая важную роль в развитии дизайна, — Хелене Хауслер, немецкий дизайнер игрушек для детей и взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И конечно, в экспозиции уделено внимание архитекторам и дизайнерам, проектировавшим мебель для коллекции Vitra: Флоре Штайгер Кроуфорд, Лиизи Бекманн, Марии Хоментовской, Рейко Танабе и Херте-Марии Витцеманн.

Заключительная часть выставки посвящена женщинам, внесшим свой вклад в создание экологичных технологий. Например, Джулия Лохманн, исследуя морские водоросли, разработала новый тип экофрендли-материалов, а Matri-Archi(tecture) — объединение женщин Африки, занимающихся развитием местных городов, — подготовило для экспозиции гобелен, объединяющий разные работы африканских и темнокожих дизайнеров.

Хоть кураторы и говорят, что экспозиция — это всего лишь “краткий обзор” работ женщин-дизайнеров, выставка Here We Are! Women in Design 1900 — Today проливает свет на историю дизайна XX века и открывает перспективы для его дальнейшего развития в XXI веке. 

Джулия Лохманн за работой в своей студии.

Photo: Courtesy of Vitra Design Museum