Слово “гобелен” стало внезапно всплывать в информационном поле: то станет известно, что полотно от Atelier J. de la Baume-Durrbach с “Герникой” Пабло Пикассо вернут в нью-йоркскую штаб-квартиру ООН, то фотографии лука Беллы Хадид в пестром пальто-гобелене заполонят интернет-страницы модных журналов. Снимки с гобеленами не обходят стороной и AD: в редакцию нередко присылают проекты, в которых стены украшают не только привычные картины, но и угадайте что.
В этом есть своя закономерность: один из главных и непреходящих мировых трендов, в том числе и в дизайне, — экологичность. Заморские слова “редьюс”, “ресайклинг”, “апсайклинг”, “даунсайкл”, “реюз” и другие сводятся к одному — отказу от излишнего потребления и повторному использованию. По этой же причине из старых бабушкиных сундуков возвращается приданое в виде гобеленов. Так что предлагаем сегодня погрузиться в этот (как мы уже могли доказать) тренд и порассуждать, почему он популярен вновь.
Что такое гобелен
Гобелен — это тканая картина, ее еще нередко называют “шпалера”. При этом второй вариант считается более грамотным для употребления, хотя и менее распространенным, так как французское gobelin — всего лишь фамилия фламандских мастеров-ткачей, которые в середине XII века жили в парижском округе Фобур-Сен-Марсель. Тогда слово “гобелен” вошло в обиход именно затем, чтобы отличать шпалеры французского производства от полотен из других стран Европы и Азии, хотя история тканых картин уходит в века и переплетается еще с историей древних стран — от Японии до Перу.
Главный признак гобелена, отличающий его от привычных ковров из советского прошлого, — отсутствие ворса. Другой, не менее показательный признак — цена: гобелены стоят довольно дорого, и не только потому, что работа выполняется вручную, но и потому, что исторически полотна изготавливаются из натуральной шерсти, шелка, нитей с золотым и серебряными вставками.